ОПЫТ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ПОИСКОВО-ТВОРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОЙ
ГИМНАЗИИ В ОБЛАСТИ
ПРАЗДНИЧНО-ИГРОВОЙ
КУЛЬТУРЫ
Т.Н.
Атюшева,
Художественно-педагогический
музей игрушки,
г.
Сергиев Посад
Как
известно, система воспитания должна обеспечивать передачу культуры
человечества
от одного поколения к другому. При этом каждое последующее
поколение должно развивать ее, развиваясь само. Именно воспитание
помогает юному человеку понять, как устроен мир и он сам, формирует
его отношение к миру и к себе; учит сохранять и преобразовывать
мир и себя.
В
этом процессе огромную роль играет позиция педагога, которому необходимо
выбрать приоритеты воспитания, те вехи, на которые он ориентируется
сам и ориентирует своих воспитанников.
В
век глобализации таким приоритетом должна, на наш взгляд, обладать
собственная национальная культура, постижение которой не даст нашим
детям стать “Иванами, не помнящими родства” и благодаря которой,
будет заложен фундамент для формирования эстетических и нравственных
идеалов.
А своеобразным ориентиром в деятельности современных педагогов может
и должна стать народная педагогика, понимаемая “не только как традиционная
для народа практика воспитания, сложившиеся в ней знания, принципы,
идеалы, но и их закрепление в народных заповедях, образах фольклора,
прикладного искусства и других формах отражения и преображения
действительности”.
Одним
из наиболее перспективных направлений национального воспитания мы
считаем творческую деятельность современных школьников по
изучению, возрождению и развитию народной празднично-игровой культуры.
Эта важнейшая сфера жизни этносов и традиционная основа воспитания
личности, обращенная к глубинным пластам отечественного духовного
наследия, наиболее доступна и привлекательна для детей, в ней им
легче всего проявить собственное творчество.
“Оживление,
возрождение, развитие прогрессивных народных традиций
положительно сказывается на улучшении воспитательной работы в школе.
Школьные традиции, обогащенные прогрессивными народными традициями,
оказываются в воспитательном отношении весьма эффективными”. Эта мысль, высказанная академиком
РАО Г.Н. Волковым, находит
подтверждение в практике работы Сергиево-Посадской гимназии.
Уже
пять лет как в гимназии одной из форм проявления исследовательской
деятельности учащихся является так называемые самостоятельные
творческие работы (СТР), тему и руководителей которых ребята
выбирают сами. СТР создаются в четырех формах: реферат, эссе, исследование
и проект. Формой подведения итогов, выявления наиболее интересных
работ, является гимназическая конференция, проходящая в феврале-марте
каждого года. В 2002/2003 учебном году был объявлен конкурс имени
П.А.
Флоренского на самую интересную СТР по этим четырём номинациям.
Наиболее
сложной и многообразной по форме СТР является проект, где теоретические
изыскания имеют продолжение в практическом воплощении идеи. Выходом
может быть создание сценариев проведения уроков по той или иной
тематике, театральных постановок или фольклорных праздников.
В
1999-2000 учебном году был разработан проект фольклорного праздника
“Русская свадьба”, включивший в себя исследования о значении дома
для человека, о быте русских крестьян, о воспитании на основе религиозных
традиций и народной педагогики игры. Своеобразной игрой явился
и реконструированный обряд сватовства, для которого ребята выучили
хороводы, сшили или подобрали в костюмерных городских Домов культуры
себе наряды. Ими был написан сценарий, зафиксировавший скорее ход
событий,
чем канонический текст, что дало возможность творчески одарённым
ребятам импровизировать, вносить
собственные слова и более глубоко
вжиться в роль. Этому способствовали подлинные народные произведения,
привезённые сотрудниками Сергиево-Посадского государственного
историко-художественного музея-заповедника из экспедиций
и предоставленные ими для праздника, рассказы о мастерах, их изготовивших,
о бывших владельцах этих предметов, научные публикации музея.
Образ
русского человека, сумевшего окружить себя “красотой”, создавали
и
постоянная музейная экспозиция
“Народное художественное
творчество”, и выставки, проведённые в музее по результатам экспедиционных привозов, в том числе
– “Русская свадьба” с театрализованной экскурсией. Все они неоднократно посещались участниками данного гимназического проекта.
Задуманный
первоначально как секция в рамках конференции, проект вырос
в подлинный фольклорный праздник. В нем нашлось место и сказке о
Марье-искуснице, которую Кощей превратил в жар-птицу, и которая,
умирая, сбрасывала
с себя перья, ставшие очагами народного искусства. Ребят увлекли
демонстрация
народных игрушек, сделанных из дерева и глины, а также собственных
творческих работ по мотивам абашевской игрушки, и угощение присутствующих
разгонным пряником, и игра “до упаду” в народные подвижные
игры.
Таким
образом, в гимназии создана атмосфера, стимулирующая учащихся
к проведению исследований в области освоения русской культуры, истории,
краеведения, позволяющая проявить собственное творчество в любом
из этих направлений.
Сергиев
Посад имеет древние и богатые традиции, связанные с производством
игрушки. Поэтому многие ребята предпочитают разрабатывать
темы, посвященные игрушкам или рассматривать вопросы традиционных
русских праздников через народные игрушки.
Так,
проект по теме “Рождество” включал в себя создание кукол-столбиков
для вертепного представления и разыгрывание кукольного спектакля
“Царь Ирод”. При этом важно подчеркнуть, что в эту работу включились
многие девочки, у которых собственные СТР были посвящены совершенно
другим проблемам, связанным с биологией, географией или историей.
А создание кукол больше походило на девичьи посиделки, где рукоделие
соседствовало с песнями, шутками и даже хороводами. Именно эти “активистки” были главными участниками и организаторами
празднования Масленицы
в гимназии.
По
убеждению П.Д. Бартрама, кукольный театр ценен не только сам по
себе, а, прежде всего, как возможность пробуждения в ребёнке его
творческого
начала. В своей творческой работе “Театр Петрушки” семиклассница
написала: “Мне было интересно: будет ли нашим современникам
нравиться театр Петрушки? Я попыталась создать главного героя
этого театра и теперь собираюсь покачать представление с ним. Сама
я считаю,
что делать Петрушку, играть с ним маленькие пьески очень здорово
и
увлекательно”.
Самостоятельно-творческие
работы гимназистов стали особой формой педагогической
организации поисково-творческой деятельности учащихся по изучению
и возрождению ими народной празднично-игровой культуры.
|