Педагогические
аспекты создания Клуба
друзей
игры и труда в сельской школе
Республики
Саха (Якутия)
Д. С. Брызгалов,
аспирант ГосНИИ
семьи и воспитания РАО,
Республика
Саха (Якутия)
Воспитание трудолюбия и трудовое
воспитание признаются в педагогической литературе одними из важнейших.
Трудолюбие служит основой духовно-нравственного развития личности.
Без воспитания у учащихся любви не только к физическому, но и умственному,
духовному труду, невозможно с успехом решать любые проблемы образования.
Трудолюбие
мы понимаем как любовь к труду, которая проявляется в интересе к
труду, в знании конкретных видов труда, в желании трудиться, в преодолении
собственной лени, в стремлении сделать свой труд творческим, в овладении
необходимыми для этого умениями, навыками и другими качествами;
но главное его проявление – это реальный прилежный труд.
Эту
вечную проблему сейчас приходится решать во многом по-новому, так
как резко изменились условия жизни и труда в стране, изменились
сами цели труда. По-новому нужно разрабатывать теперь и проблему
использования народных традиций в воспитании трудолюбия.
Для народных
традиций характерно уважение к любому полезному труду. Участвуя
в трудовых обрядах и праздниках, дети учились уважению и любви к
труду. Для якутских традиций характерно раннее приобщение детей
к труду и обилие видов труда, что обусловлено суровыми условиями
Севера. Через трудовое воспитание приобретались физическая закалка,
сила, здоровье, сообразительность, высокие нравственные качества.
Одним из народных
средств привития детям любви к труду было сочетание полезного с
приятным. Дети учатся трудовым усилиям сначала в игре, положительному
эмоциональному отношению к труду и негативному к лени, тунеядству
– через интересные для них детские песенки, считалки, другой детский
фольклор, через обряды, праздники и т.д. Хотя это только косвенный,
окольный путь к трудолюбию, но путь реальный, проверенный опытом
сотен поколений, да и многими профессиональными педагогами.
Наибольших
успехов достигают те педагоги, которые применяют не только прямые
воздействия на воспитанников, но действуют на них через родителей,
других авторитетных взрослых, общественность. Самыми сильными средствами
воспитания трудолюбия являются положительный пример и прямое включение
детей в реальный (но посильный и привлекательный) труд. Этим с самых
первых лет располагает именно семья, особенно сельская, где достаточно
видов домашнего труда.
Многие
функции народной педагогики уже взяла на себя современная государственно-общественная
система воспитания. Успехов в воспитании трудолюбия можно достичь,
только соединив средства их обеих. Речь должна идти о новой системе
воспитания трудолюбия, интегрирующей народные традиции воспитания
с современным учебно-воспитательным процессом.
Разрабатывая
тему “Воспитание трудолюбия у младших подростков на народных традициях”
я обратился к помощи жителей села Партизан – учителей-пенсионеров,
ветеранов педагогического труда, ветеранов труда, руководителя ансамбля
хомусистов “Дьурул” – людей, действительно любящих свое дело, любознательных
и болеющих за судьбу своего села.
В
результате бесед и обсуждений активистами были сделаны выводы о
том, что в настоящее время пути и средства воспитания трудолюбия
кроются в этнопедагогике, и что этнопедагогика является одним из
основных направлений благоспасения народа. Мною были представлены
доказательства важности использования косвенных средств воспитания:
трудовых праздников, обрядов, народных игрушек. В опросах педагоги
и ветераны вспомнили народные самодельные игрушки: тальниковые коровы,
деревянные кони, самострел, куклы из ткани, мяч из шерсти, хаамыска
(камушки), хабылык (лучинки) и т.д.
По
отзывам участников бесед и опросов, игры воспитывали у детей стремление
ухаживать за ребенком, быть матерью, хозяином, вырабатывали навыки
рукоделья, строительства, кузнечества, строгания, заботливого ухода
за рогатым скотом, охоты, рыболовства и других традиционных видов
труда. Так дети в детстве через игру знакомились с теми видами труда,
которые предстояли им во взрослой жизни. Играя в сюжетно-ролевые
игры, подражая взрослым, они знакомились с традиционным укладом
жизни своего народа, обычаями, правилами национального этикета и
т.д.
Педагоги
пришли к выводу, что современные дети не умеют играть в игры, связанные
с воспитанием трудолюбия. Больше половины сегодняшних подростков
не приучаются играть и делать игрушки своими руками. Современный
ребенок очень занят, и некогда ему играть, да и условия для игры
ему не создаются. Решение этой проблемы должна взять на себя школа.
Встреча
школьников села Партизан с участницей выставки народных игрушек
произвела на подростков большое впечатление. Решили устроить выставку
самодельных игрушек самих ребят. Это оказалось очень трудным делом
из-за загруженности школьников, неумения, а часто и нежелания что-нибудь
делать дополнительно к школьной программе.
Усилиями
педагогов-энтузиастов, ветеранов педагогического труда был создан
Клуб друзей игры и труда (КДИТ), в котором взрослые объединились
в вместе с юными помощниками – старшеклассниками. Помогать детям
в изготовлении игрушек по народным образцам стали некоторые из родителей;
для родителей был устроен лекторий по воспитанию трудолюбия. Все
это открыло опосредованные, а в итоге и комплексные пути воспитания
трудолюбия.
Выставки
самодельных игрушек имели большой успех, и было решено проводить
такие выставки ежегодно. Для некоторых подростков участие в выставке
стало переломным в их отношении к труду, в том числе и к труду учебному.
Были
особые мероприятия для мальчиков, например, праздник “Дьесегей огото”,
посвященный традиционному для якутов коневодству. Событием стало
возрождение народного обряда “Ынах айыы hытын
атаарыы” в честь рождения теленка. Снятый видеофильм об этом с успехом
демонстрировало телевидение, поступили заявки на целый цикл таких
передач. В возрождении обряда, его длительной трудовой подготовке
и съемках активно участвовали старшеклассники, которых привлекли
современные виды труда – видеосъемка, использование телевидения.
Привлекла школьников и связь труда с искусством игры на хомусе,
с декоративно-прикладным искусством.
В
осознании пользы трудолюбия сыграла положительную роль конференция
“Я трудолюбивый человек”, успешное участие школьников в конкурсе
описаний игр. Но самым убедительным результатом стало их активное
участие в общественно полезных делах – безвозмездной помощи ветеранам
труда в заготовке льда, дров, причем почти все участники назвали
такой труд любимым.
Конечно,
рано делать вывод о сформированности у этих подростков общего трудолюбия.
Но принципиальный сдвиг в их отношении к труду начался. Об этом
говорят данные анкет (анкетирование проведено по тем же вопросам,
что и на констатирующем этапе исследования). Решающее влияние на
развитие трудолюбия оказало резкое увеличение видов трудовых дел,
связанных с традиционными играми, праздниками, обрядами, национальным
искусством, а так же со спортом, с использованием современной техники.
Наибольший прирост (в 15 раз) выпал на полуигровые-полутрудовые
дела, в первую очередь на изготовление самодельных игр и игрушек.
Эти виды работы являются лишь вспомогательными ступеньками для последующего
перехода на очередную более высокую ступень трудолюбия. Но они важны
для развития трудолюбия – вокруг их дел создается положительная
эмоциональная атмосфера, побуждающая к творческим трудовым усилиям.
Много
трудной и длительной работы посвятили подростки созданию самодельных
игрушек. Ими были освоены и такие высокие ступени трудолюбия, как
творческое отношение к труду вплоть до изобретения своих вариантов
игрушек. Встречались даже случаи освоения навыков организационной
деятельности, например, организации игр младших братишек и сестренок,
а иногда и сверстников – подростков. Обнаружилось перенесение положительного
отношения и многих навыков из игры в трудовые дела.
Во
много раз возросло в анкетах число дел, названных “любимыми”. Эти
данные пока еще нельзя считать вполне достоверными – они иногда
вызваны лишь большим желанием подростков показать себя трудолюбивыми.
Но такого желания раньше не было, и его появление свидетельствует
о возникшем стремлении к подлинному трудолюбию.
Таким
образом, создание КДИТ в Партизанской средней школе в Республике
Саха (Якутия) является одним из наших больших достижений. КДИТ продолжает
работать с учениками всей школы с начальных по одиннадцатый класс.
В выставке в этом году участвовала вся школа, лучшие работы, выявленные
в результате выставки, сданы в школьный музей.
Путь
воспитания трудолюбия у сельских школьников с помощью КДИТ показал
свою эффективность. Эту форму воспитания детей мы предлагаем для
сельских школ не только Республики Саха (Якутия), но России в целом.
|