МУЗЕЙ
ИГРУШКИ И СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ
МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Л.В.
Шеметова,
Художественно-педагогический
музей игрушки,
г.
Сергиев Посад
Проблема
возрождения национальной культуры стоит сегодня,
как никогда остро. Расцвет педагогической деятельности музеев,
свойственный последним десятилетиям, во многом является социально
обусловленным. Музейная педагогика располагает специальными методами
и средствами приобщения человека к культурному
наследию.
Сегодня
мы обращаемся к семье, учитывая современный кризис
образования, который жестоко затронул и музейную отрасль.
Семья подвержена всем современным влияниям, и в тоже время, является
главной сферой действия традиционной народной педагогики.
Не все музеи опираются в своей работе с младшими
школьниками на семью, забывая об особенностях этого
возраста, соединяющего в себе школьную и семейную педагогику.
Ученики
младших классов хорошо усваивают лишь ту информацию,
которая пропущена через их чувства, через их “я”. То, что
не имеет к ним непосредственного отношения, они плохо воспринимают
и быстро забывают.
Наша
задача – не утомить детей слишком большим объёмом информации,
помочь её усвоить, понять и почувствовать. От семилетнего
ребёнка современное общество требует достижений, активности,
успехов. И именно потому, что в принципе он очень этому
рад, он способен воспринять и усвоить столько нового. Но как
только мы вместо получения им радости от процесса познания обуславливаем
его развитие оценками, интенсивность процесса восприятия
снижается. И только в музее отношение к ребёнку остаётся
не обусловленным его школьными отметками и успехами. Музей
способен помочь младшему школьнику
пережить успех признания, подняться в своих собственных
глазах и в глазах одноклассников. В этом возрасте ребёнок
ещё открыт и готов к познанию, поэтому мотивация прихода
ребёнка в музей не составляет проблемы. Посещение музеев
становится своеобразной частью семейного воспитания, формой
общения взрослых и детей. Как правило, проводником
ребёнка в музее являются его родители, и далеко не всегда
они могут справиться с этой задачей. Часто и младшие школьники,
и их родители нуждаются в помощи неравнодушных взрослых,
которые живут детскими проблемами, понимают младших школьников,
и в то же время
создают для них зону ближайшего развития. Формы включения
юных посетителей в активный процесс освоения музейного
пространства чрезвычайно разнообразны и зависят от собрания
музея.
В
единственном государственном Художественно-педагогическом
музее игрушки существуют богатейшие условия для
развития личности ребёнка. В настоящее время коллекция музея насчитывает
30 тысяч экспонатов. Среди них археологические находки, уникальное собрание игрушек разных стран
и народов, живописные
портреты XVIII-ХХ
вв., детская мебель, посуда, графика и
т.д. Первый директор нашего музея Н.Д. Бартрам говорил о близости
и понятности детям народной игрушки, мечтал сделать её предметом
радости ребёнка.
С
помощью игрушки ребёнок входит во взрослый мир, постигает законы
мира, добра и красоты. По содержанию игры можно определить
эпоху, в которой ребёнок живёт, социальное и экономическое
положение страны, городскую или деревенскую жизнь, то, чем живут окружающие люди, что их волнует
и даже характеры близких.
Язык
“взрослого” изобразительного искусства для детей сложен. Детскому
восприятию доступны произведения народного искусства, большей
частью бесхитростного, добродушного и наивного. Наш музей – музей
игрушки, исходит от ребёнка, от его возможностей, интересов,
отношений с миром.
В
Художественно-педагогическом музее игрушки был накоплен определённый
методический опыт работы с младшими школьниками, в чём и нам довелось
принять участие.
Чисто эмпирически были найдены такие формы работы,
которые стали наиболее привлекательными для младших школьников.
Это театрализованные экскурсии, семейные экскурсии,
игротека, праздники и др. Такие мероприятия, как “День отрытых
дверей”, “День Города”, организуемые музеем, стали традиционными.
Использование
нашим музеем такой формы работы как праздник,
даёт возможность в значительной степени расширить аудиторию,
обогащает духовные контакты
взрослых и детей. При проведении праздника “День Города”
мы сочетаем различные формы работы, где широко применяются
игровые методики (музейные игры) и специальные путеводители, так называемые листки активности для
детей. В основе музейных игр и листков активности лежит вопросно-поисковый метод, а именно: ребёнок должен не просто
пройти по экспозиции,
а что-то найти, угадать, рассмотреть, проанализировать, высказать своё суждение и т. д.
В этом увлекательном
путешествии по стране игр ребёнка сопровождают родители. Материалы
снабжены ребусами, кроссвордами,
заданиями раскрасить рисунки или смастерить предмет,
увиденный в музее. Помощником экскурсантов является музейный педагог.
Взаимное
сотрудничество музея и семьи, деятельное освоение
знаний и процесс творчества – эти три ключевых момента способны
изменить ситуацию. Семейная аудитория может стать стимулом
для переоценки наших представлений о сущности образовательной
деятельности музея игрушки, для поиска новых форм
общения с посетителем. Это, возможно, одна из глубинных причин
обращения к этой аудитории сейчас, в период кризиса. Необходимость
раннего приобщения детей к основам культуры продиктована извечным
желанием родителей воспитать ребёнка, способного к наслаждению прекрасным,
потребностью любого цивилизованного
общества. Характер приобщения к искусству младших
школьников определяет все последующие связи взрослого
человека с миром искусства. Раскрытие творческого потенциала
будущей личности должно начинаться как можно раньше.
И тогда чаще будут приходить в наши музеи группы маленьких
посетителей, а, став взрослее, они не забудут сюда
дороги.
|