содержание книги
обложка книги
 

Секция

“Программа «Праздники детства»:
проблемы взаимодействия”

Концептуальные основы городской открытой

комплексной программы “Праздники Детства”

А.С.Фролов,

канд. пед. наук.,

главный режиссер МГДД(Ю)Т,

заслуженный работник культуры РФ

Над созданием городской открытой комплексной программы “Праздники Детства” в течение ряда лет работал творческий коллектив, в который вошли опытные педагоги и специалисты МГДД(Ю)Т: заведующие отделами, заведующие секторами, методисты, режиссеры, художники и др. Главным научным консультантом являлся доктор педагогических наук, профессор Университета Российской академии образования Б.З. Вульфов. Здесь мы представляем основные концептуальные основы городской открытой комплексной программы “Праздники Детства”.

Социально-педагогические основы программы

Государственные требования к образованию нацеливают на поиски путей обновления содержания и форм детских праздничных программ, как средства развития познавательной мотивации, способностей ребенка, приобщения его в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми к общечеловеческим ценностям, возведению базиса личностной культуры, формированию гражданских качеств жителей ХХ1 века.

“Доктрина признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов”. (Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г., № 751, г. Москва).

Опыт показывает, что в отношении поиска новых форм массовых праздников ведущую роль часто играют учреждения внешкольного дополнительного образования, крупнейшие Центры и Дворцы детского творчества, которые выступают инициаторами и организаторами культурно-досуговых программ, в которых сложилась или складывается целостная система работы в этом направлении.

Число вопросов многократно множится по мере углубления в проблематику и погружения в крайне противоречивые условия современного бытия детского праздника, поскольку не приходится забывать о финансовых, управленческих, организационно-методических и других проблемах. При этом важно помнить: праздник для детей – признак действительной заботы общества о будущем.

К категории детских праздников относится многообразие проводимых праздничных форм (фестивали детского творчества, слеты, театрализованные представления, тематические недели и дни, смотры, конкурсы, концерты, приветствия, утренники, линейки, презентации, церемонии, художественные программы, творческие отчеты и др.), влияющие на социализацию детей и их воспитание в ходе осмысленной педагогической деятельности в процессе их организации и проведения.

Предлагаемая комплексная программа “Праздники Детства” во многом способствует решению организационно-педагогических и художественно-творческих задач в совместной деятельности детей и взрослых по организации досуга.

Программа направлена:

·       во-первых, на оптимизацию культурно-досуговой деятельности через системно-функциональный подход к организации детского праздника;

·       во-вторых, на достижение организационно-управленческого единства в реализации развития праздничных форм в системе работы МГДД (Ю)Т;

·       в-третьих, на повышение эффективности воспитательного потенциала детских праздников в системе деятельности учреждений дополнительного образования детей.

Цели и задачи программы

Цели:

·        разработка современной стратегии организации и проведения детских праздников;

·        осуществление личностно-ориентированных подходов в формировании ценностных ориентаций в выборе детьми позитивных творческих форм организации досуга;

·        восстановление культурно-исторической среды, сохранение народных  праздничных традиций своей страны, освоение духовных ценностей культуры мира;

·        совершенствование качества и эффективности культурно-досуговой деятельности в системе дополнительного образования детей;

·        поиск новых адекватных художественно-педагогических форм, методов и технологий проведения праздничных программ для детей и подростков.

Задачи:

·        изучение опыта и анализ проведения детских праздников в Москве и регионах России;

·        определение художественного уровня и выработка методических рекомендаций по организации и проведению культурно-массовых мероприятий для детей;

·        дальнейшее развитие работы по воспитанию гражданственности и патриотизма детей и подростков на примере проведения героико-патриотических ритуалов, акций и праздников;

·        развитие празднично-игровой культуры детей и взрослых в современных социальных условиях;

·        разработка инновационных проектов детских праздничных программ;

·        художественно-педагогическое проектирование системы работы организаторов детских праздников.

·        восстановление народного праздничного календаря (Новый год, Рождество, Святки, Масленица, Семик, День Ивана Купалы, Осенины, Корочун и др.)

Методы и средства

Программа “Праздники Детства” включает в себя использование в работе следующих видов профессионального объединения педагогов-организаторов:

·        методическое объединение, как традиционно существующее и наиболее распространенное (обсуждение приемов, методов, форм, методик, технологий организации детского праздника);

·        творческая мастерская, как эффективная форма обмена педагогическим опытом по воспитанию и развитию детей средствами детского праздника (семинары, педагогические практикумы, мастер-классы, массовые мероприятия, творческие занятия, научно-практические конференции, деловые игры);

·        эстафета творческих дел как наиболее апробированная массовая форма для специалистов, педагогов и руководителей детских художественных коллективов (творческие фестивали, смотры, конкурсы).

План реализации программы

1. На основе предложений формируется творческий педагогический коллектив, который ведет организационно-методическую работу.

2. Ежегодно составляется план основных праздничных мероприятий для детей ( праздники Новогодней елки, День защитника Отечества, Международный день защиты детей, День знаний, Неделя игры и игрушки и др.).

3. Организация и проведение фестиваля детского творчества учреждений образования г. Москвы и Московской области “Юные таланты Московии”.

4. В течение календарного года ведется системная работа по изучению мнения детей и взрослых по актуальности педагогической направленности проводимых мероприятий.

5. В рамках проведения осеннего праздника “Неделя игры и игрушки” проводится научно-практическая конференция по итогам годовой работы на тему “Празднично-игровая культура нового тысячелетия”.

6. При проведении праздничных мероприятий в период школьных каникул проводится мониторинг “Праздник и дети”.

7. В течение всего периода издается художественно-методическая литература по данной теме, с привлечением специалистов, педагогов, ученых, деятелей культуры.

8. В рамках программы “Праздники Детства” формируется режиссерско-постановочная группа по организации и проведению наиболее значимых городских, федеральных и международных детских мероприятий (режиссеры, сценаристы, художники, балетмейстеры, дизайнеры, композиторы и др.).

9. Разрабатывается методика проведения курсов повышения квалификации организаторов детских праздников с учетом новых направлений культурно-досуговой деятельности:

·        московская “Школа Деда-Мороза” (организаторы Новогодних праздников для детей);

·        сбор детского актива (организаторы массовых мероприятий);

·        “Город детства на Воробьевых горах” (организаторы празднично-игровых программ и др.);

·        “Факультет творческого досуга” (работа по привлечению студентов педколледжа, институтов, университетов к подготовке и проведению культурно-досуговых мероприятий для детей).

10. Оказание помощи молодым специалистам по защите дипломов по празднично-игровой деятельности в ведущих ВУЗах Москвы.

11. Ежегодное участие в научно-практической конференции по данной проблеме в Москве, Санкт-Петербурге, Вологде, Ярославле, Нижнем Новгороде и др.

Основной базой для реализации программы “Праздники Детства” стал Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества на Воробьевых горах при поддержке Московского комитета образования.

Программа призвана решать большой комплекс научно-экспериментальных и психолого-педагогических задач в процессе воспитания детей и юношества нового тысячелетия. На это нацеливают Закон РФ “Об образовании”, Постановление Правительства Москвы “О плане мероприятий по развитию дополнительного образования детей в Москве”, программа Департамента образования города Москвы “Столичное образование”, Городская целевая  программа развития  Московского городского Дворца  детского (юношеского) творчества на Воробьевых горах, а также ряд других документов в области развития детского творчества, которые учтены при разработке данной программы.

Используются технологии uCoz