Секция
“Программа
«Праздники детства»:
проблемы взаимодействия”
Концептуальные
основы городской открытой
комплексной
программы “Праздники Детства”
А.С.Фролов,
канд.
пед. наук.,
главный
режиссер МГДД(Ю)Т,
заслуженный
работник культуры РФ
Над
созданием городской открытой комплексной программы “Праздники Детства”
в течение ряда лет работал творческий коллектив, в который вошли
опытные педагоги и специалисты МГДД(Ю)Т: заведующие отделами, заведующие
секторами, методисты, режиссеры, художники и др. Главным научным
консультантом являлся доктор педагогических наук, профессор Университета
Российской академии образования Б.З. Вульфов. Здесь мы представляем
основные концептуальные основы городской открытой комплексной программы
“Праздники Детства”.
Социально-педагогические
основы программы
Государственные
требования к образованию нацеливают на поиски путей обновления содержания
и форм детских праздничных программ, как средства развития познавательной
мотивации, способностей ребенка, приобщения его в процессе совместной
деятельности со сверстниками и взрослыми к общечеловеческим ценностям,
возведению базиса личностной культуры, формированию гражданских
качеств жителей ХХ1 века.
“Доктрина
признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования
умений, создания максимально благоприятных условий для выявления
и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания
в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов”. (Национальная
доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства
Российской Федерации от 4 октября 2000 г., № 751, г. Москва).
Опыт
показывает, что в отношении поиска новых форм массовых праздников
ведущую роль часто играют учреждения внешкольного дополнительного
образования, крупнейшие Центры и Дворцы детского творчества, которые
выступают инициаторами и организаторами культурно-досуговых программ,
в которых сложилась или складывается целостная система работы в
этом направлении.
Число
вопросов многократно множится по мере углубления в проблематику
и погружения в крайне противоречивые условия современного бытия
детского праздника, поскольку не приходится забывать о финансовых,
управленческих, организационно-методических и других проблемах.
При этом важно помнить: праздник для детей – признак действительной
заботы общества о будущем.
К
категории детских праздников относится многообразие проводимых праздничных
форм (фестивали детского творчества, слеты, театрализованные представления,
тематические недели и дни, смотры, конкурсы, концерты, приветствия,
утренники, линейки, презентации, церемонии, художественные программы,
творческие отчеты и др.), влияющие на социализацию детей и их воспитание
в ходе осмысленной педагогической деятельности в процессе их организации
и проведения.
Предлагаемая
комплексная программа “Праздники Детства” во многом способствует
решению организационно-педагогических и художественно-творческих
задач в совместной деятельности детей и взрослых по организации
досуга.
Программа
направлена:
· во-первых,
на оптимизацию культурно-досуговой деятельности через системно-функциональный
подход к организации детского праздника;
· во-вторых,
на достижение организационно-управленческого единства в реализации
развития праздничных форм в системе работы МГДД (Ю)Т;
· в-третьих,
на повышение эффективности воспитательного потенциала детских праздников
в системе деятельности учреждений дополнительного образования детей.
Цели
и задачи программы
Цели:
·
разработка
современной стратегии организации и проведения детских праздников;
·
осуществление
личностно-ориентированных подходов в формировании ценностных ориентаций
в выборе детьми позитивных творческих форм организации досуга;
·
восстановление
культурно-исторической среды, сохранение народных праздничных традиций своей страны, освоение
духовных ценностей культуры мира;
·
совершенствование
качества и эффективности культурно-досуговой деятельности в системе
дополнительного образования детей;
·
поиск
новых адекватных художественно-педагогических форм, методов и технологий
проведения праздничных программ для детей и подростков.
Задачи:
·
изучение
опыта и анализ проведения детских праздников в Москве и регионах
России;
·
определение
художественного уровня и выработка методических рекомендаций по
организации и проведению культурно-массовых мероприятий для детей;
·
дальнейшее
развитие работы по воспитанию гражданственности и патриотизма детей
и подростков на примере проведения героико-патриотических ритуалов,
акций и праздников;
·
развитие
празднично-игровой культуры детей и взрослых в современных социальных
условиях;
·
разработка
инновационных проектов детских праздничных программ;
·
художественно-педагогическое
проектирование системы работы организаторов детских праздников.
·
восстановление
народного праздничного календаря (Новый год, Рождество, Святки,
Масленица, Семик, День Ивана Купалы, Осенины, Корочун и др.)
Методы
и средства
Программа
“Праздники Детства” включает в себя использование в работе следующих
видов профессионального объединения педагогов-организаторов:
·
методическое
объединение, как традиционно существующее и наиболее распространенное
(обсуждение приемов, методов, форм, методик, технологий организации
детского праздника);
·
творческая
мастерская, как эффективная форма обмена педагогическим опытом по
воспитанию и развитию детей средствами детского праздника (семинары,
педагогические практикумы, мастер-классы, массовые мероприятия,
творческие занятия, научно-практические конференции, деловые игры);
·
эстафета
творческих дел как наиболее апробированная массовая форма для специалистов,
педагогов и руководителей детских художественных коллективов (творческие
фестивали, смотры, конкурсы).
План
реализации программы
1.
На основе предложений формируется творческий педагогический коллектив,
который ведет организационно-методическую работу.
2.
Ежегодно составляется план основных праздничных мероприятий для
детей ( праздники Новогодней елки, День защитника Отечества, Международный
день защиты детей, День знаний, Неделя игры и игрушки и др.).
3.
Организация и проведение фестиваля детского творчества учреждений
образования г. Москвы и Московской области “Юные таланты Московии”.
4.
В течение календарного года ведется системная работа по изучению
мнения детей и взрослых по актуальности педагогической направленности
проводимых мероприятий.
5.
В рамках проведения осеннего праздника “Неделя игры и игрушки” проводится
научно-практическая конференция по итогам годовой работы на тему
“Празднично-игровая культура нового тысячелетия”.
6.
При проведении праздничных мероприятий в период школьных каникул
проводится мониторинг “Праздник и дети”.
7.
В течение всего периода издается художественно-методическая литература
по данной теме, с привлечением специалистов, педагогов, ученых,
деятелей культуры.
8.
В рамках программы “Праздники Детства” формируется режиссерско-постановочная
группа по организации и проведению наиболее значимых городских,
федеральных и международных детских мероприятий (режиссеры, сценаристы,
художники, балетмейстеры, дизайнеры, композиторы и др.).
9.
Разрабатывается методика проведения курсов повышения квалификации
организаторов детских праздников с учетом новых направлений культурно-досуговой
деятельности:
·
московская
“Школа Деда-Мороза” (организаторы Новогодних праздников для детей);
·
сбор
детского актива (организаторы массовых мероприятий);
·
“Город
детства на Воробьевых горах” (организаторы празднично-игровых программ
и др.);
·
“Факультет
творческого досуга” (работа по привлечению студентов педколледжа,
институтов, университетов к подготовке и проведению культурно-досуговых
мероприятий для детей).
10. Оказание помощи молодым
специалистам по защите дипломов по празднично-игровой деятельности
в ведущих ВУЗах Москвы.
11.
Ежегодное участие в научно-практической конференции по данной проблеме
в Москве, Санкт-Петербурге, Вологде, Ярославле, Нижнем Новгороде
и др.
Основной базой для реализации
программы “Праздники Детства” стал Московский городской Дворец детского
(юношеского) творчества на Воробьевых горах при поддержке Московского
комитета образования.
Программа призвана решать
большой комплекс научно-экспериментальных и психолого-педагогических
задач в процессе воспитания детей и юношества нового тысячелетия.
На это нацеливают Закон РФ “Об образовании”, Постановление Правительства
Москвы “О плане мероприятий по развитию дополнительного образования
детей в Москве”, программа Департамента образования города Москвы
“Столичное образование”, Городская целевая
программа развития Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества на Воробьевых
горах, а также ряд других документов в области развития детского
творчества, которые учтены при разработке данной программы.
|