содержание книги
обложка книги
 

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

И ДЕТСКИЕ ПРАЗДНИКИ КАК НАПРАВЛЕНИЕ

В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ

Н.А. Авакова,

методист методического центра

Северного учебного округа г. Москвы

Политические и экономические факторы сегодняшнего времени обусловили особенность московских образовательных учреждений – это поликультурная среда, в которую попадает ребенок с раннего возраста. Ребенок общается с представителями разных национальностей, говорящих на разных языках и исповедующих разную религию. Одна из задач, которая стоит перед педагогами, – помочь ребенку понять и осмыслить окружающий его социум. Форма и методы для решения этой задачи различны, но самой доступной в детском возрасте является культурно-досуговая деятельность.

Программный материал, который дается ребенку в рамках школьных предметов, не может охватить весь спектр знаний об истории, языках и традициях разных народов. Более значимыми для восприятия и познания детей в этой сфере являются совместно проводимые праздники, викторины и другие массовые мероприятия. Участвуя в таких мероприятиях, дети узнают о традициях, обычаях, истории другого народа. Они начинают находить то общее, что их объединяет, осознавать и более терпимо относиться к особенностям того или иного народа, уметь их  понимать и принимать. Такая деятельность помогает в решении задач, поставленных Федеральной целевой программой “Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2002-2005 гг.)” и Московской городской программой “Москва на пути к культуре мира”.

В Северном округе сложилась традиция проведения выставок народного декоративно-прикладного творчества среди образовательных учреждений с этно-культурным компонентом. На них дети знакомятся с творчеством своих сверстников, представителей разных национальностей. Дети с удовольствием показывают и рассказывают об особенностях и секретах национального творчества, а иногда и совместно творят, помогают друг другу советом, как лучше и правильнее сделать ту или иную работу.

Часты в округе  праздники, концерты и другие массовые мероприятия, посвященные различным национальным знаменательным датам. Участвуя в таких мероприятиях, дети знакомятся с песнями и танцами других народов, а также узнают много интересного об истории, о знаменитых людях, о традициях другого народа.

Главной проблемой для нас была трудность взаимодействия с  другими учреждениями Москвы. Нам помогли городской Дворец детского и юношеского творчества и его Отдел международного сотрудничества и межнационального общения. Они поддержали нас  в наших начинаниях, а главное – дали нам возможность выйти за рамки округа, помогли увидеть положительный опыт работы в этом направлении в других округах.

Городской Дворец возглавил несколько массовых мероприятий, которые требуют особого внимания. Это, в первую очередь, фестиваль национальных культур образовательных учреждений с этнокультурным компонентом г. Москвы, который поднял статус этнокультурных образовательных учреждений. Фестиваль получил от Московского департамента образования, посольских представительских, общественных, национально-культурных организаций высокую оценку. Надеемся, что и в этом году традиция проведения фестиваля будет продолжена.

Мы предлагаем в рамках Фестиваля национальных культур на базе городского Дворца проводить выставки народного творчества образовательных учреждений с этнокультурным компонентом, где дети познакомятся с работами сверстников разных национальностей.

Другая форма работы – это Дни национальных диаспор на базе Дворца.

Встречи с представителями интеллигенции, общественными деятелями, проведение Круглых столов, посвященных различным республикам и странам, и многое другое может возглавить администрация Московского Дворца.

Все эти праздники и мероприятия имеют одну общую задачу – формировать толерантную, всесторонне развитую личность, что является основной задачей программы “Столичное образование– 2003”. То, что мы вложим в детей сегодня, сторицей вернется к нам,  будет гарантом мирного сосуществования и взаимоуважения.

Используются технологии uCoz