КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
И ДЕТСКИЕ
ПРАЗДНИКИ КАК НАПРАВЛЕНИЕ
В ФОРМИРОВАНИИ
ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ
Н.А.
Авакова,
методист
методического центра
Северного
учебного округа г. Москвы
Политические
и экономические факторы сегодняшнего времени обусловили особенность
московских образовательных учреждений – это поликультурная среда,
в которую попадает ребенок с раннего возраста. Ребенок общается
с представителями разных национальностей, говорящих на разных языках
и исповедующих разную религию. Одна из задач, которая стоит перед
педагогами, – помочь ребенку понять и осмыслить окружающий его социум.
Форма и методы для решения этой задачи различны, но самой доступной
в детском возрасте является культурно-досуговая деятельность.
Программный
материал, который дается ребенку в рамках школьных предметов, не
может охватить весь спектр знаний об истории, языках и традициях разных народов. Более значимыми для восприятия
и познания детей в этой сфере являются совместно проводимые праздники,
викторины и другие массовые мероприятия. Участвуя в таких мероприятиях,
дети узнают о традициях, обычаях, истории другого народа. Они начинают
находить то общее, что их объединяет, осознавать и более терпимо
относиться к особенностям того или иного народа, уметь их понимать и принимать. Такая деятельность
помогает в решении задач, поставленных Федеральной целевой программой
“Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма
в российском обществе (2002-2005 гг.)” и Московской городской
программой “Москва на пути к культуре мира”.
В
Северном округе сложилась традиция проведения выставок народного
декоративно-прикладного творчества среди образовательных учреждений
с этно-культурным компонентом. На них дети знакомятся с творчеством
своих сверстников, представителей разных национальностей. Дети с
удовольствием показывают и рассказывают об особенностях и секретах
национального творчества, а иногда и совместно творят, помогают
друг другу советом, как лучше и правильнее сделать ту или иную работу.
Часты
в округе праздники,
концерты и другие массовые мероприятия, посвященные различным национальным
знаменательным датам. Участвуя в таких мероприятиях, дети знакомятся
с песнями и танцами других народов, а также узнают много интересного
об истории, о знаменитых людях, о традициях другого народа.
Главной
проблемой для нас была трудность взаимодействия с другими учреждениями Москвы. Нам помогли
городской Дворец детского и юношеского творчества и его Отдел международного
сотрудничества и межнационального общения. Они поддержали нас в наших начинаниях, а главное – дали нам
возможность выйти за рамки округа, помогли увидеть положительный
опыт работы в этом направлении в других округах.
Городской
Дворец возглавил несколько массовых мероприятий, которые требуют
особого внимания. Это, в первую очередь, фестиваль национальных
культур образовательных учреждений с этнокультурным компонентом
г. Москвы, который поднял статус этнокультурных образовательных
учреждений. Фестиваль получил от Московского департамента образования,
посольских представительских, общественных, национально-культурных
организаций высокую оценку. Надеемся, что и в этом году традиция
проведения фестиваля будет продолжена.
Мы
предлагаем в рамках Фестиваля
национальных культур на базе городского Дворца проводить выставки
народного творчества образовательных учреждений с этнокультурным
компонентом, где дети познакомятся с работами сверстников разных
национальностей.
Другая
форма работы – это Дни национальных диаспор на базе Дворца.
Встречи
с представителями интеллигенции, общественными деятелями, проведение
Круглых столов, посвященных различным республикам и странам, и многое
другое может возглавить администрация Московского Дворца.
Все
эти праздники и мероприятия имеют одну общую задачу – формировать
толерантную, всесторонне развитую личность, что является основной
задачей программы “Столичное образование– 2003”. То, что мы вложим
в детей сегодня, сторицей вернется к нам,
будет гарантом мирного сосуществования и взаимоуважения.
|