содержание книги
обложка книги
 

СПОРТИВНЫЕ ПРАЗДНИКИ - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ

ПРАЗДНИКОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

В.А. Алексеев,
главный специалист Московского городского
физкультурно-спортивного объединения Москомспорт,
режиссер-постановщик спортивных праздников

Массовые спортивно-художественные представления – относительно молодой жанр зрелищного искусства, который окончательно сложился в конце 70-х–начале 80-х годов. Ключевую роль в его становлении сыграли регулярно проводимые в нашей стране Физкультурные парады и Спартакиады народов СССР (церемонии открытия и закрытия). Особый взлет популярности этого жанра произошел после проведения в Москве ХХII Олимпиады (1980 г.) и ХII Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1985 г.).

Массовые спортивно-художественные представления и праздники на стадионе имеют важную особенность: режиссерам-поста­новщикам каждый раз приходится придумывать что-то новое, оригинальное, способное поразить зрителей. Значение спортивных праздников невозможно переоценить, они необходимы народу. Именно на спортивных праздниках, как правило, зритель становится непосредственным участником, является активной частью мероприятия, заражает остальных зрителей своим энтузиазмом и активностью. Наступает цепная реакция, все зрители превращаются в участников, – это высшее достижение проводимого мероприятия.

Вопросы воспитания нового человека, нового россиянина – очень сложная проблема. Воспитать человека, обладающего широким мировоззрением, идейной убежденностью, высокой образованностью, нравственной культурой и физическим совершенством – очень сложный процесс.

Можем ли мы, работники физического воспитания влиять на нравственное воспитание подрастающего поколения? Можем, и довольно успешно. Физическим воспитанием в стране на современном этапе занимается государственная школа, где определены уроки в сетке воспитания и спортивные мероприятия согласно плану на год. Мероприятия, проводимые преподавателями физкультуры и спортивными организациями, должны носить более целенаправленный характер, иметь элементы этики.

Мы много проводим спортивных мероприятий: соревнования, турниры, матчевые встречи, спортивные праздники, вечера, презентации и другие мероприятия. Но проводим их по-разному. Одни это делают грамотно, насыщая мероприятия идейным содержанием, находя элемент творчества. Другие – просто для галочки, нанося даже вред и физическому, и духовному воспитанию ребенка.

Прежде чем браться за проведение какого-либо мероприятия, нужно поставить перед собой три вопроса, которые, в основном, определяют конечный результат постановки праздника, а также конкретизируют направление творческого процесса его подготовки: что, как, с кем делать? Ответ на первый вопрос включает в себя идейно-тематическую основу представления и его жанр. Второй вопрос раскрывает постановочное решение представления в целом и отдельных его эпизодов, художественное и музыкальное оформление. Третий – касается участников праздника (количество, пол, уровень подготовленности учащихся), а также возможностей использования так называемых вставных номеров, различных по содержанию, характеру, жанру (лучшие таланты, имеющиеся во Дворце и школе).

Постоянными атрибутами любого спортивного мероприятия являются открытие, закрытие соревнований и церемонии награждения, где всегда исполняется Государственный гимн, вносится и поднимается Государственный флаг, присутствует символический огонь. Звучит гимн спортивного клуба и поднимается флаг спортклуба или государства.

При этих церемониях необходимо приучать наших детей уважать государственную атрибутику и отдавать ей честь.

Сегодня спортивные мероприятия должны стать составной частью большой программы праздников для детей и молодежи.

Используются технологии uCoz