СПОРТИВНЫЕ
ПРАЗДНИКИ -
СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ
ПРАЗДНИКОВ
ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
В.А. Алексеев,
главный специалист
Московского городского
физкультурно-спортивного
объединения Москомспорт,
режиссер-постановщик
спортивных праздников
Массовые
спортивно-художественные представления – относительно молодой жанр
зрелищного искусства, который окончательно сложился в конце 70-х–начале
80-х годов. Ключевую роль в его становлении сыграли регулярно проводимые
в нашей стране Физкультурные парады и Спартакиады народов СССР (церемонии
открытия и закрытия). Особый взлет популярности этого жанра произошел
после проведения в Москве ХХII
Олимпиады (1980 г.) и ХII Всемирного фестиваля молодежи и студентов
(1985 г.).
Массовые
спортивно-художественные представления и праздники на стадионе имеют
важную особенность: режиссерам-постановщикам каждый раз приходится
придумывать что-то новое, оригинальное, способное поразить зрителей.
Значение спортивных праздников невозможно переоценить, они необходимы
народу. Именно на спортивных праздниках, как правило, зритель становится
непосредственным участником, является активной частью мероприятия,
заражает остальных зрителей своим энтузиазмом и активностью. Наступает
цепная реакция, все зрители превращаются в участников, – это высшее
достижение проводимого мероприятия.
Вопросы
воспитания нового человека, нового россиянина – очень сложная проблема.
Воспитать человека, обладающего широким мировоззрением, идейной
убежденностью, высокой образованностью, нравственной культурой и
физическим совершенством – очень сложный процесс.
Можем
ли мы, работники физического воспитания влиять на нравственное воспитание
подрастающего поколения? Можем, и довольно успешно. Физическим воспитанием
в стране на современном этапе занимается государственная школа,
где определены уроки в сетке воспитания и спортивные мероприятия
согласно плану на год. Мероприятия, проводимые преподавателями физкультуры
и спортивными организациями, должны носить более целенаправленный
характер, иметь элементы этики.
Мы
много проводим спортивных мероприятий: соревнования, турниры, матчевые
встречи, спортивные праздники, вечера, презентации и другие мероприятия.
Но проводим их по-разному. Одни это делают грамотно, насыщая мероприятия
идейным содержанием, находя элемент творчества. Другие – просто
для галочки, нанося даже вред и физическому, и духовному воспитанию
ребенка.
Прежде
чем браться за проведение какого-либо мероприятия, нужно поставить
перед собой три вопроса, которые, в основном, определяют конечный
результат постановки праздника, а также конкретизируют направление
творческого процесса его подготовки: что, как, с кем делать? Ответ
на первый вопрос включает в себя идейно-тематическую основу представления
и его жанр. Второй вопрос раскрывает постановочное решение представления
в целом и отдельных его эпизодов, художественное и музыкальное оформление.
Третий – касается участников праздника (количество, пол, уровень
подготовленности учащихся), а также возможностей использования так
называемых вставных номеров, различных по содержанию, характеру,
жанру (лучшие таланты, имеющиеся во Дворце и школе).
Постоянными
атрибутами любого спортивного мероприятия являются открытие, закрытие
соревнований и церемонии награждения, где всегда исполняется Государственный
гимн, вносится и поднимается Государственный флаг, присутствует
символический огонь. Звучит гимн спортивного клуба и поднимается
флаг спортклуба или государства.
При
этих церемониях необходимо приучать наших детей уважать государственную
атрибутику и отдавать ей честь.
Сегодня
спортивные мероприятия должны стать составной частью большой программы
праздников для детей и молодежи.
|