содержание книги
обложка книги
 

ПРАЗДНИК В МУЗЕЕ

И ЕГО ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Л.В. ,

Художественно-педагогический музей игрушки,

г. Сергиев Посад

Современный кризис социальной ситуации в стране, связанный с переоценкой утверждаемых ранее общественных ценностей поставили перед нашими музеями в последние годы задачу активизации и создания новых форм работы с детьми и подростками. Возникла также настоятельная необходимость не только удовлетворять познавательные и эстетические запросы посетителей, но и формировать традицию целенаправленного посещения музея, прививать культуру музейного посещения.

В развитии социальных функций современного музея можно обнаружить ряд изменений, одно из которых связано с интеграцией деятельности музея с другими учреждениями культуры, в результате чего музей начинает использовать традиционно ему не свойственные формы работы.

С углублением взаимодействия учреждений культуры наиболее существенному изменению подвергается функция воспитания и образования, более сильный импульс для своего развития получает функция организации свободного времени.

Сейчас именно музей может и должен дать человеку не только новое знание, но и “эмоциональное знание”. Удовлетворить потребность человека в качественно новом общении с музеем возможно при создании настроения праздничности, приобщения к атмосфере другой эпохи, другой жизни. Способствовать решению этой задачи может развитие и распространение такой формы работы, как музейный праздник, который соединяет два понятия “музейность” и “праздничность”.

Специалисты-музееведы определяют музейный праздник как комплексную форму научно-просветительной работы, все элементы которой объединены одной темой при обязательном использовании музейных предметов, активном участии посетителей, соблюдении ритуальности и введения праздничных атрибутов, использовании элементов театрализации и игровых эпизодов.

Непременное условие музейных праздников – их связь с историей страны и края, с биографией трудовых коллективов или отдельного человека, с культурным наследием народа. Тематика музейных праздников может быть самой разнообразной (праздники военно-патриотические, литературно–художественные, фольклорные, профессиональные и т.д.)

Необходимым условием успешного проведения праздника является наличие сценария, объединяющего все составляющие мероприятия. Тематические сценарные разработки массово-театральных мероприятий в музее вообще и музейных праздников, в частности, должны идти по пути углубления их музейной специфики и превращения движимых и недвижимых памятников в структурообразующие элементы театрального действа.

Понятие “праздничность” выявляет две проблемы. Первая – это использование для проведения музейного праздника метода театрализации, которая, по определению Д.М.Генкина, выступает, с одной стороны, как специфический образный способ обработки информации, с другой – как особая организация поведения и действия массы людей. Вторую серьёзную проблему в организации музейных праздников специалисты видят в достижении “эффекта присутствия, сопереживания, сопричастности”.

Решение этой проблемы идёт, в основном, по пути вовлечения посетителя в праздничное действие. Именно это вовлечение в создание музейного зрелища совместно с экскурсоводом и актёром обеспечивает достижение главной цели деятельности музея – сопричастности. Для музейного праздника проблема достижения эффекта причастности к происходящему особенно важна, т.к. в противном случае он останется праздником лишь по названию, но не по существу. Задача вовлечения зрителей в праздничное действо решается более успешно при организации музейных праздников для детей. Это обусловлено тем, что театрализация, используемая в празднике, непосредственно близка детской ролевой игре.

Особенно важную роль музейные праздники играют в сохранении традиций, народных обрядов и ритуалов, народного искусства. Проблема детского досуга, общения между детьми, развития их творческой инициативы, становится всё острее. Сам праздник, как и подготовка к нему активизирует творческие способности детей, пробуждает интерес к истории, искусству, культуре и, благодаря возможности перевоплощения участников праздника, перехода в другое историческое время, другое ролевое состояние, возможности, которую может дать только праздник, способствует самовыражению ребёнка, его эмоциональной разрядке, реализации творческой энергии. Музейный праздник преследует цель – формирование творческой личности, способной слышать, видеть, чувствовать и понимать прекрасное в окружающей действительности.

Использование музеями такой формы работы как праздник даёт им возможность в значительной степени расширить аудиторию. Это обусловлено тем, что, во-первых, праздник, как правило, носит массовый характер и привлекает большое количество людей. Во-вторых, музейный праздник требует длительной подготовки, в которую включаются его будущие участники, что особенно важно, – с детьми, у которых с ранних лет воспитывается потребность в посещении музея. Подготовка праздника вместе с его будущими участниками имеет большое значение для привлечения в музей местных жителей, для которых, может быть, экспозиция “своего” музея знакома, привычна и потому не так интересна, а участие в празднике позволяет им воспринимать музейную экспозицию на новом эмоционально-психологическом уровне.

Используются технологии uCoz