ПРАЗДНИК В
МУЗЕЕ
И ЕГО ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
ВОЗМОЖНОСТИ
Л.В.
,
Художественно-педагогический
музей
игрушки,
г.
Сергиев Посад
Современный
кризис социальной ситуации в стране, связанный с переоценкой утверждаемых
ранее общественных ценностей поставили перед нашими музеями в последние
годы задачу активизации и создания новых форм работы с детьми и
подростками. Возникла также настоятельная необходимость не только
удовлетворять познавательные и эстетические запросы посетителей,
но и формировать традицию целенаправленного посещения музея, прививать
культуру музейного посещения.
В развитии
социальных функций современного музея можно обнаружить ряд изменений,
одно из которых связано с интеграцией деятельности музея с другими
учреждениями культуры, в результате чего музей начинает использовать
традиционно ему не свойственные формы работы.
С углублением
взаимодействия учреждений культуры наиболее существенному изменению
подвергается функция воспитания и образования, более сильный импульс
для своего развития получает функция организации свободного времени.
Сейчас именно
музей может и должен дать человеку не только новое знание, но и
“эмоциональное знание”. Удовлетворить потребность человека в качественно
новом общении с музеем возможно при создании настроения праздничности,
приобщения к атмосфере другой эпохи, другой жизни. Способствовать
решению этой задачи может развитие и распространение такой формы
работы, как музейный праздник, который соединяет два понятия “музейность”
и “праздничность”.
Специалисты-музееведы
определяют музейный праздник как комплексную форму научно-просветительной
работы, все элементы которой объединены одной темой при обязательном
использовании музейных предметов, активном участии посетителей,
соблюдении ритуальности и введения праздничных атрибутов, использовании
элементов театрализации и игровых эпизодов.
Непременное
условие музейных праздников – их связь с историей страны и края,
с биографией трудовых коллективов или отдельного человека, с культурным
наследием народа. Тематика музейных праздников может быть самой
разнообразной (праздники военно-патриотические, литературно–художественные,
фольклорные, профессиональные и т.д.)
Необходимым
условием успешного проведения праздника является наличие сценария,
объединяющего все составляющие мероприятия. Тематические сценарные
разработки массово-театральных мероприятий в музее вообще и музейных
праздников, в частности, должны идти по пути углубления их музейной
специфики и превращения движимых и недвижимых памятников в структурообразующие
элементы театрального действа.
Понятие “праздничность”
выявляет две проблемы. Первая – это использование для проведения
музейного праздника метода театрализации, которая, по определению
Д.М.Генкина, выступает, с одной стороны, как специфический образный
способ обработки информации, с другой – как особая организация поведения
и действия массы людей. Вторую серьёзную проблему в организации
музейных праздников специалисты видят в достижении “эффекта присутствия,
сопереживания, сопричастности”.
Решение этой
проблемы идёт, в основном, по пути вовлечения посетителя в праздничное
действие. Именно это вовлечение в создание музейного зрелища совместно
с экскурсоводом и актёром обеспечивает достижение главной цели деятельности
музея – сопричастности. Для музейного праздника проблема достижения
эффекта причастности к происходящему особенно важна, т.к. в противном
случае он останется праздником лишь по названию, но не по существу.
Задача вовлечения зрителей в праздничное действо решается более
успешно при организации музейных праздников для детей. Это обусловлено
тем, что театрализация, используемая в празднике, непосредственно
близка детской ролевой игре.
Особенно важную
роль музейные праздники играют в сохранении традиций, народных обрядов
и ритуалов, народного искусства. Проблема детского досуга, общения
между детьми, развития их творческой инициативы, становится всё
острее. Сам праздник, как и подготовка к нему активизирует творческие
способности детей, пробуждает интерес к истории, искусству, культуре
и, благодаря возможности перевоплощения участников праздника, перехода
в другое историческое время, другое ролевое состояние, возможности,
которую может дать только праздник, способствует самовыражению ребёнка,
его эмоциональной разрядке, реализации творческой энергии. Музейный
праздник преследует цель – формирование творческой личности, способной
слышать, видеть, чувствовать и понимать прекрасное в окружающей
действительности.
Использование
музеями такой формы работы как праздник даёт им возможность в значительной
степени расширить аудиторию. Это обусловлено тем, что, во-первых,
праздник, как правило, носит массовый характер и привлекает большое
количество людей. Во-вторых, музейный праздник требует длительной
подготовки, в которую включаются его будущие участники, что особенно
важно, – с детьми, у которых с ранних лет воспитывается потребность
в посещении музея. Подготовка праздника вместе с его будущими участниками
имеет большое значение для привлечения в музей местных жителей,
для которых, может быть, экспозиция “своего” музея знакома, привычна
и потому не так интересна, а участие в празднике позволяет им воспринимать
музейную экспозицию на новом эмоционально-психологическом уровне.
|