содержание книги
обложка книги
 

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИГРЫ В СИСТЕМЕ

СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С.В. Григорьев,

канд. психол. наук,
зав. сектором развития игровой культуры
отдела игры МГДД(Ю)Т, главный координатор МОДИ

На рубеже XXI века, как показывают материалы целого ряда комплексных научных исследований, международных конференций и экспертных обсуждений,1 в том числе организованных Московским городским Дворцом детского творчества совместно с Советом по празднично-игровой культуре при ГосНИИ семьи и воспитания РАО и Международным обществом друзей игры,1 произошли качественные изменения в состоянии и ориентирах развития игровой культуры российского общества. Существенно возросли роль и место игровых явлений, игровых форм и технологий в жизни человека и общества, а значит, в обучении, воспитании и развитии личности. Новое осмысление аксиологии и психологии игры должно быть поставлено в центр обсуждения проблемы игровых технологий в современном образовании, шире - культуре общества. С нашей точки зрения, единство подхода в понимании психолого-педагогической сущности игры обеспечивается через реализацию принципа субъекта развития игровой культуры.

Основу психолого-педагогического изучения игровой культуры, рассматриваемой в процессе ее культурно-психологического становления и развития, составляют конкретные междисциплинарные по своему характеру исследования реальной личности, изучаемой в логике психологии взросления. Само понятие игровой культуры личности, стратегия ее психологического исследования и проблемы индивидуально-типологи­ческого анализа игровой культуры реальной личности были рассмотрены нами в специальном диссертационном исследовании (Григорьев С.В., 1991). Интенсивно меняющийся современный мир игры требует к себе специального внимания ученых и практиков, что определяет приоритетность системных мониторинговых исследований в этой области.

Мир игры мегаполиса и экология детства

Приблизительно в 1999-2000 гг. заметно проявилось качественное изменение в состоянии и тенденциях развития игровой культуры и игровых технологий. Осознание этого даже в кругу специалистов по игре и празднично-игровым технологиям происходит постепенно. Этот порог может быть выявлен психологическими средствами качественного анализа в соотнесении с мониторингом актуального состояния игровой культуры (количественно-качественные показатели российского рынка игрушек и игр, информационный мониторинг газетно-журнальных, книжных и интернет-публикаций и, может быть, главное - динамика игровых предпочтений и игр населения в его разных возрастных стратах: дошкольники, школьники, особенно подростки, молодежь, взрослые); рассмотрением игровых предпочтений разных профессиональных и социальных групп и т.п. Обобщая фиксируемые изменения, можно выделить ряд значимых тенденций:

- изменение количественного и качественного состава игр и иг­ровых форм;

- возросшие темпы изменений игровой среды;

- изменение соотношения между разными типами игр и соот­ветствующих игровых предпочтений, а также изменение системы социальных и личностных представлений об игре;

- нарушение естественной динамики празднично-игровых форм: возрастной динамики игровой активности, адресованности™ игрушек и игр, стереотипов игрового поведения и т.п.;

- нарастание  количества внедряемых и манипулятивных технологий, инновационных игрушек, рекламно-игровых, телекоммуникационных игровых форм, влияющих на поведение детей и молодежи.

Наряду с фиксируемыми качественными изменениями отметим ряд количественных показателей:

- число искусственных игровых форм уже стало в 4 и более раз превышать даже самые полные сборники детских игр, изданных в 1980 - 90-е годы, при том что большинство современных изданий носит репринтный и компилятивный характер, имея в своей основе сборники игр прошлого, в том числе еще конца XIX века;

- использование игр, компьютерно-игровых и видеоигровых форм в коммерческих игровых клубах, центрах и игорном бизнесе не менее чем в 7-8 раз (по данным г. Москвы) превышает число игроцентров в учреждениях образования, культуры, общественных организациях, осуществляющих педагогическое руководство и психолого-педагогическое сопровождение игровой деятельности детей и молодежи;

- право зарабатывать деньги на естественном интересе и по­требности в игре у детей, молодежи, взрослых рассматривается в не менее 6 солидных и объемных изданиях, в то время как международно признанное право детей на досуг и игры пока носит преимущественно декларативный характер.

Организационный, управленческий и собственно психолого-педагогический аспект рассматриваемой проблемы включает:

- неготовность системы образования, семьи и других институтов общества к характеру и темпам изменений игросферы;

- противоречивый характер психолого-педагогических оценок состояния и перспектив развития игросферы;

- отсутствие научно выверенных и организационно реальных стратегий развития игровой культуры современного мира детства.

Эти наши выводы нашли отражение также и в материалах регулярно проводимых в рамках традиционной Недели игры и игрушки экспертных совещаний и конференций, где подробно обсуждались, фиксировались в ходе социологических мониторингов реальные изменения в сфере игровой культуры современного мира детства. Таким образом, в полный рост в начале XXI века встает проблема экологии мира детства - экологии игры как одной из определяющих ценностей не желающего деградировать общества.

Игровая культура и пространства ее становления и развития

Главное различие в постановке проблемы игры и анализе игровой культуры личности и общества состоит в переключении психолого-педагогического внимания на самосознание-саморегуляцию и закономерности развития игровых форм взаимодействия человека с окружающими людьми, самим собой и в, конечном счете, всем окружающим миром в целом. Без учета особенностей, места и роли игровых форм жизни невозможно полноценное образование, воспитание и развитие человека. Невозможна без этого осознанная деятельность детских садов, школ, вузов и других социальных институтов образования, общественной деятельности и самоорганизации детей. Проблески осознания этого многократны в истории образования-воспитания-развития (Я.А.Каменс­кий и др.), но только во второй половине 1990-х годов проблема встала в полный рост вместе с нарушенной экологией игры в детской жизни.

Основная линия научно-теоретического (прежде всего, психологического) осмысления проходит по направлению от применения игр и объяснения их развивающе-воспитательного потенциала к познанию игровой культуры личности, конкретных социально-психологических общностей и институционализированных форм (в режиме эксперимента, реализации авторских программ-проектов и моделей их творческого воплощения). Этот подход начал воплощаться в конкретных научно-методических программных, проектных вариантах своего практического воплощения.

Остро стоит проблема психологической безопасности развития игросферы современного общества и формирования игровой культуры личности. Вопрос о психологической безопасности современной игросферы стоит в контексте проблем "преднамеренной дезориентации в обучении и развитии" (А.Н.Поддьяков, 2002), превращении субъекта в актора игровых действий, профанировании научно-методического аспекта применения игровых технологий и игр и т.п. В полной мере встает проблема психологической безопасности игровых воздействий и необходимости специального внимания к экологии игросферы личности. Эта проблема была поставлена нами на обсуждение коллег в ходе специальной конференции, прошедшей в стенах Санкт-Петербургского Дворца творчества юных в 2001 году и посвященной проблеме социализации.1 Игровая ситуация города в изученных оценках ее населением в целом, социологами по материалам специальных исследований характеризуется как ситуация неблагополучия. Ее разные составляющие (общее здоровье детей, их физическое развитие, социальное благополучие и т.п.) тесно связаны с особенностями социально-педагогической ситуации не только системы образования, но и форм непреднамеренного обучения и воспитания в современном мире детства.

Психолого-педагогический и акмеологический анализ
игровых программ и технологий развития

В условиях реального многообразия реализуемых в системе образования игровых программ особенно актуальна проблема их эффективности и психолого-педагогической направленности.

Нами были специально проанализированы 106 образовательных программ (84 в системе московского образования и 22 из других регионов), как специально ориентированных на игровое развитие, так и созданных на основе применения игровых технологий в разных предметных областях знаний. Были проанализированы также 14 диссертационных работ (защищенных в 2001-2002 гг.) по педагогике и педагогической психологии, в основе которых проведение сравнительного формирующего эксперимента. В целом по этим материалам можно говорить о том, что доказанная сравнительным экспериментом эффективность применения игровых технологий и игр составляет в среднем не менее 27-32%, а с учетом других связанных с этим факторов эффективного субъект-субъектного общения в обучении нередко составляет 65-87% и обнаруживает зависимость от, во-первых, предметной сферы, где лидирует по эффективности игровое обучение компьютерным технологиям и иностранным языкам и, во-вторых, от личности педагога-экспериментатора, осуществляющего программы игрового обучения. Последнее вообще трудно поддается количественной оценке и составляет самую суть личностного психолого-педагогического воздействия в условиях развивающе-воспитательного применения игровых форм и технологий обучения. Только в нашем секторе развития игровой культуры прошли апробацию, экспертную оценку и ныне опубликованы ряд авторских образовательных программ, а также авторских программ и проектов по игротерапии развития, психолого-педагогической коррекции средствами игры, реализуемых в Юго-Западном учебном округе г. Москвы.1 В целом опыт экспериментальных программ, основанных на игровых технологиях и развивающих играх, показывает, что вместе с разработкой содержания и календарно-тематическим планированием должна разрабатываться система оценки результирующих показателей эффективности с учетом всех возможных субъектных позиций оценки такой эффективности самим педагогом, детьми-участниками, значимыми взрослыми, специалистами-экспертами и методическими и управленческими службами учреждений, где они реализуются. Это один из важнейших принципов субъектно-ориентированного применения игровых технологий. Методическую основу такого оценивания обычно составляет игровая диагностика развития "до и после" проведения занятий, а также семантического дифференцирования и шкалирования, методического выделения дихотомий и бинарных оппозиций по значимым аспектам развивающего воздействия игровых программ разных типов. Конкретные приемы и схемы критериев оценки деятельности психологов и педагогов специально разрабатываются в исследованиях Н.С.Пряжникова, С.В.Феоктистовой и др. Акмеологический подход к анализу развивающе-воспитательных возможностей игровых программ и игр особенно актуален при решении проблем оптимизации игровой среды и разработки игровых систем нового поколения.

С февраля 2000 года МГДД(Ю)Т совместно с НПО "Взлет" осуществлялась разработка серии игр с компьютеризированной реальностью. Эта работа осуществлялась нами в рамках совместной деятельности с ЗАО "Радиком-Информ" при финансировании Минэкономики РФ (Департамент радиопромышленности и средств связи, главный конструктор Ю.М.Четвериков) и носила официальное название "Разработка концепции и создание образцов детских развивающих игр нового поколения с управляемым активным игровым пространством". Как и ранее проведенная нами работа по разработке ряда развивающих го-меостатных игр (совместно с инженером-конструктором А.М.Юниным),1 работа над опытными образцами игр с УАИП показала эффективность творчески исследовательской позиции игропрактиков и применения естественно-экспериментальных возможностей игры в апробации новых технических решений, связанных с игрой. Отработка эргономических требований к разрабатываемому игровому оборудованию должна быть основана на естественно-психологическом экспериментальном исследовании новых развивающих возможностей игр в реальных условиях игрового поведения с учетом разных субъектно-игровых позиций, связанных с этой игрой. Акмеологический подход обеспечивает анализ развивающих возможностей игры с точки зрения как привычных образцов-прототипов новой серии игр, так и антиципации развивающих воз­можностей игр нового поколения.

В настоящее время вместе с разработкой новых вариантов си­туационно-ролевых, полидеятельностных и других типов длительных многовариантных игр и игровых технологий все больше внимания уделяется развитию методического психолого-педагогического инструментария, связанного с реализацией игровых технологий. Это характерно для ряда комплексных программ по игре, реализуемых в разных регионах России.1 Вся многообразная современная игропрактика может быть (с точки зрения психологии) разделена на два главных типа восходящих к разным типам понимания (по В.В.Знакову), а именно субъект-объектный и субъект-субъектный типы понимания в игровом межличностном общении. Игра - это сфера, ориентированная на доминирующую роль субъект-субъектных отношений, субъектного типа понимания игровой ситуации и субъектно-значимой результативности совместной игровой деятельности. В ее основе культурно-психологически выработанная способность к игре и игровым отношениям в системе "Человек - Мир". Однако в современных социопсихологических условиях реализация субъектных стратегий развивающе-воспитательного применения игры наталкивается на ряд серьезных трудностей и противодействий. Такими авторитетными специалистами, как В.В.Абраменкова, В.П.Зинченко, С.А.Кравченко, Н.С.Пряжников, К.Э.Разголов, Е.Ф.Сабуров и др., высказываются серьезные опасения о состоянии игровой культуры личности и общества в современных условиях. Проблемы оптимальности и гармоничности развития игровой культуры реальной личности и реального общества должны стать объектом специальной психолого-акмеологической экспертизы, основанной на мониторинге развития актуальной игровой культуры. При этом игровая культура личности предстает как значимый аспект общей психологической культуры личности вне зависимости от разных концепций (А.А.Бодалев, Е.А.Климов, Л.С.Колмогорова, Н.Н.Обозов и др.) психологической культуры современного человека. Актуальна для психолого-педагогических исследований и проблема компетентности педагогов в сфере игровой и празднично-игровой культуры, поскольку при всей значимости игры в современных условиях практическому развитию компетентности в игре уделяется слишком мало внимания в образовательных программах вузов.

Субьектно-ориентироваиное применение

игровых технологий и игр

Теоретико-методологической основой развиваемого нами подхода являются психологические исследования личности как субъекта культуры, представленные в серии публикаций Института психологии РАН, Комиссии по теоретико-методологическим проблемам культуры Президиума РАН и серии книг издательства "Наука", названной "Субъект в мире - мир субъекта", основанной в 2002 году.1 Нам довелось работать в составе авторского коллектива этих изданий и представить в статьях свое видение проблем развития игровой культуры личности в современной психосоциальной ситуации. Проблема игры, все расширяющееся применение игровых технологий должны рассматриваться в общем контексте современной экологии личности, возможных жизненно-психологических утрат и возможности психологической поддержки оптимального и гармоничного развития. Игра предстает удачной психолого-педагогической моделью общей ситуации развития реальной личности в реальных условиях, формирования индивидуальной и коллективно-групповой субъектности уже не только в игровых, но и в учебных, трудовых, общественно-полезных типах деятельности и пространствах социальной коммуникации.

Такие масштабные проекты, как традиционная Неделя игры и игрушки - Путешествие в страну игр, в которой принимают участие уже 3-4 поколения москвичей, являются убедительными примерами и своеобразным длительным социально-психологическим экспериментом по позитивному психолого-педагогически осмысленному воздействию на игросферу реальной личности и игровую культуру мегаполиса.

Требуется отработка более четкого психолого-педагогического инструментария, оценки и научной экспертизы такого масштабного социально-педагогического экспериментирования. Более конкретный опыт психолого-педагогического анализа формирования коллективно-группового типа субъектности в реализации совместных игровых программ мы получили при проведении фестиваля “Каравай-2002”, осуществленного Департаментом по молодежной политике Минобразования РФ на базе ВДЦ "Орленок". Интеграция и известная унификация игровых программ 22 регионов России возможна, но психологически эффективна только с учетом своеобразия субъектных подходов, типологии и особенностей программ, стратегий развития игросферы в конкретных условиях.

Проблема игры не только может, но и должна быть поставлена в масштабе всей феноменологии детства (В.С.Мухина) с учетом разных аспектов психологии взросления (по Д.И.Фельдштейну) и в логике реальной практики учреждений образования разных типов.

Используются технологии uCoz