содержание книги
обложка книги
 

Приложение 1

ПРОЕКТ

КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ ПАРКА

“МИР ДЕТСТВА” НА ЮГО-ЗАПАДЕ

Авторский коллектив:

Генералов А.П., Григорьев С.В., Орлов А.И.

(сотрудники МГДД(Ю)Т)

Целью данной концепции является создание единой логики в разработке и реализации проекта создания городского пространства (комплекса) досуговой (развлекательной и развивающей) деятельности на территории Юго-Западного округа г. Москвы, ограниченной станциями метрополитена “Университет” и “Воробьевы горы”.

Проект “Мир детства” предлагается реализовать на части территории ЮЗАО г. Москвы, имеющей функционирующие учреждения культуры и образования, располагающие соответствующей инфраструктурой и непосредственно работающими с детьми и молодежью (Детский музыкальный театр им. Н.И.Сац, Московский городской Дворец творчества детей и юношества) или для которых указанный контингент является преобладающим (Большой цирк на проспекте Вернадского).

Для указанных административно-хозяйственных субъектов участие в данном проекте одновременно будет являться  перспективой развития каждого субъекта.

Данная территория имеет удобные пути подъезда – проспекты Вернадского, Ленинский, Комсомольский, Университетский, и расположена между станциями метро “Университет” и “Воробьевы горы”.

Предлагаемый проект адресован детям во всех возрастных диапазонах, студенческой, учащейся и рабочей молодежи, московским семьям, а также педагогам и работникам культуры (работающим с детьми и молодежью).

В основу проекта концепции положены принципы максимального обеспечения реализма развития, фиксации организационно-координирующих функций и обеспечение содержательного единства разных групп (работающих с содержательным, финансово-правовым, архитектурно-градостроительным, собственно управленческим направлениями проектной деятельности) разработчиков проекта. Иная конкретика в данном проекте не рассматривается.

Мировоззренческая направленность проекта

Определяется ключевыми для современного развивающегося мира детства словами :

досуг - образование - культура – развитие - мировоззрение

таким образом, основной концептуальной установкой является соединение досугово-развлекательных функций, реализующихся в повседневном и праздничной общении (Цирк, Театр, Дворец – как сфера культурно-досуговой активности) с функциями образования и культурного самоопределения, имеющих общую мировоззренческую перспективу и призванных :

• помогать ребенку выработать освоить реальное и многостороннее знание о себе и мире – отсюда требование наличия диапазона возможностей для самовыявления возможностей личности и перспектив (осознаваемых самим ребенком, его семьей и окружаю­щими) ее потенциального развития.

• научить ребенка производительно и ответственно вырабатывать взгляды на мир, ответственна и самостоятельно жить в мире и для мира (мировоззренческая составляющая).

Досуг. Отдых. Развитие.

Рекреационная направленность проекта определяется рядом факторов:

историко-культурный: Воробьёвы горы – традиционное место гуляний и отдыха уже не менее полутора столетий, юго-западный район Москвы традиционно считается образовательным, интеллектуальным (множество учебных и научных учреждений);

ландшафтный: данная территория включает в себя уже созданные “зелёные” парки, близость к станциям метро, удобные подъездные транспортные пути, а также находящийся рядом крупнейший в России центр образования и жизнедеятельности студенческой молодёжи – Московский Государственный Университет им М.В. Ломоносова. Данный регион включен в программу экскурсий по Москве;

инфраструктурный: на территории имеются уже действующие цирк, музыкальный театр и Дворец детского творчества, спортивные сооружения, стадион, бассейн, удобные подъездные пути, развитая сеть городского транспорта.

Содержание проекта

Предполагается указанную территорию разделить на 3 функциональные зоны, учитывая уже сложившуюся инфраструктуру. Все зоны должны быть объединены на основе совместных программ, в тоже время каждое учреждение должно являться головным по своему профилю деятельности при реализации совместных проектов.

Первая зона

Цирк и прилегающая к нему территория. Цирк воплощает в себе создание весёлого настроения, смех, удовольствие, а также познание живой природы – знакомство с умениями животных и особенностями их поведения. В данной зоне целесообразно развивать направления, связанные с аттракционами развлечений (аналогично “луна-парку”), а также проведения просветительской работы по сохранению животного мира на основе развития уже имеющихся у цирка возможностей. В перспективе возможно создание образовательных проектов для детей по профилю данной зоны. Цирк должен быть ведущим участником проекта в области развлечений, карнавалов, шествий и т.п.

Вторая зона

Музыкальный театр и прилегающая к нему территория. Данную зону целесообразно, использовать как центр музыкального и театрального творчества, комплекс различных, в том числе тематических, концертных площадок. В содержание деятельности целесообразно включить следующие направления:

знакомство с различными музыкальными течениями (в том числе представляющих современную музыку),

создание музыкального архива и музея истории музыки,

использование новых музыкальных технологий,

возможность практического приобщения детей и молодежи к музыкальному творчеству (игра на музыкальных инструментах, пение, знакомство с различными видами музыкального творчества),

знакомство с историей театра, в т.ч. театрального творчества народов России,

современное развитие театрального искусства,

создание городской зоны эстрадно-концертных и театральных молодежных площадок (дискотеки, шоу-программы, концерты авторской песни, балы и т.д.)

Детский музыкальный театр может выполнять функцию головного учреждения по реализации музыкальных и театральных программ в рамках всего комплекса.

Третья зона

Дворец творчества и прилегающая к нему территория.

Дворец как системообразующий элемент пространства-времени “Города детства”. Дворец – крупнейшее учреждение дополнительного образования, не имеющее аналогов в городе по количеству детей, образовательных услуг и влияния на образовательную ситуацию в городе.

Все это определяет перспективу направленных культурно-образовательных проектов на рассматриваемой территории. Дворец – центр целенаправленной активности в сфере образования и культурно-досуговой деятельности, и поэтому должен определять зону ближайшего перспективного развития проекта в целом.

Стратегическая линия развития – превращение Дворца творчества, системообразующего элемента создаваемого “Мира детства”, в современную “СТРАНУ ДЕТЕЙ”.

“Страна детей”:

• это целый мир возможностей для развлечения и развития;

• это пространство-время свободы выбора и организации, деятельности и занятий детей и детских сообществ города;

• это мир “само” – самоопределения, самовыражения, самодеятельности, восхождения к творчеству;

• это мир, где взрослые, педагоги живут интересами детей, здесь на деле осуществляется разумный педоцентризм и снят извечный конфликт “родители – дети”;

• это мир для детей и мир самих детей, создаваемый с участием самих детей заботливыми взрослыми и педагогами и заботящимися о них городскими властями.

Принципом функционирования становится жизнеутверждающая логика детства в проектировании и содержательном насыщении “Страны детей” в системном развитии столичного мегаполиса.

Принцип структурного самообновления Дворца как центрирующего (системообразующего) элемента пространства-времени детства.

Принцип достаточной полноты и экологичности, включая экологию культуры, обеспечивающую целостный характер функционирования "Страны детей".

Направления деятельности:

· этнография и история;

· экология;

· физкультура и здоровье;

· безопасное детство;

· игросфера – центр игровых инноваций;

· технопарк;

· детский научный городок;

· выставочные и выставочно-игровые площадки и комплексы;

· художественно-прикладное направление.

Это принципиально открытая для дополнений и форм конкретной реализации проектов программа развития основных направлений содержательной деятельности, уже осуществляемой отделами и структурами Дворца, и предполагаемых направлений развития, решаемых в логике создания образовательного детского парка на территории Дворца, включая всю необходимую инфраструктуру жизнеобеспечения страны детей. Принцип открытости позволяет использовать для создания открытых клубов детей и родителей по разным направлениям деятельности и творчества, восстанавливать активность детских творческих, игровых, спортивных и т.д. сообществ и объединений, подчиняющихся единой логике образовательного пространства культурной и досуговой среды Страны детей .

Дворец творчества может выполнять функцию головного учреждения по организации и обеспечению образовательных программ всего комплекса .

Этапы дальнейшего концептуального осмысления:

• Построение динамической модели социокультурной макросистемы "Город детства на Воробьевых горах".

• Обоснование развития культурно-архитектурной среды и системы содержательной рекреационной деятельности всего комп­лекса.

• Проект развития и обеспечивающих его реализацию решений разного уровня.

Реализация данного проекта невозможна без юридического обеспечения и поиска оптимальной формы содержательного, экономического и финансового взаимодействия всех перечисленных учреждений при сохранении присущей им оригинальности и неповторимости .

Наиболее целесообразным представляется сотрудничество Цирка, Детского музыкального театра, городского Дворца творчества детей и юношества и городских структур в рамках закрытого акционерного общества с пропорциональным участие всех заинтересованных структур.

Используются технологии uCoz