Приложение
1
ПРОЕКТ
КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ ПАРКА
“МИР ДЕТСТВА” НА ЮГО-ЗАПАДЕ
Авторский коллектив:
Генералов А.П., Григорьев
С.В., Орлов А.И.
(сотрудники МГДД(Ю)Т)
Целью
данной концепции является создание единой логики в разработке и
реализации проекта создания городского пространства (комплекса)
досуговой (развлекательной и развивающей) деятельности на территории
Юго-Западного округа г. Москвы, ограниченной станциями метрополитена
“Университет” и “Воробьевы горы”.
Проект
“Мир детства” предлагается реализовать на части территории ЮЗАО
г. Москвы, имеющей функционирующие учреждения культуры и образования,
располагающие соответствующей инфраструктурой и непосредственно
работающими с детьми и молодежью (Детский музыкальный театр им.
Н.И.Сац, Московский городской Дворец творчества детей и юношества)
или для которых указанный контингент является преобладающим (Большой
цирк на проспекте Вернадского).
Для
указанных административно-хозяйственных субъектов участие в данном
проекте одновременно будет являться
перспективой развития каждого субъекта.
Данная
территория имеет удобные пути подъезда – проспекты Вернадского,
Ленинский, Комсомольский, Университетский, и расположена между станциями
метро “Университет” и “Воробьевы горы”.
Предлагаемый
проект адресован детям во всех возрастных диапазонах, студенческой,
учащейся и рабочей молодежи, московским семьям, а также педагогам
и работникам культуры (работающим с детьми и молодежью).
В
основу проекта концепции положены принципы максимального обеспечения
реализма развития, фиксации организационно-координирующих функций
и обеспечение содержательного единства разных групп (работающих
с содержательным, финансово-правовым, архитектурно-градостроительным,
собственно управленческим направлениями проектной деятельности)
разработчиков проекта. Иная конкретика в данном проекте не рассматривается.
Мировоззренческая
направленность проекта
Определяется
ключевыми для современного развивающегося мира детства словами :
досуг - образование - культура
– развитие - мировоззрение
•
таким образом, основной концептуальной установкой является соединение
досугово-развлекательных функций, реализующихся в повседневном и
праздничной общении (Цирк, Театр, Дворец – как сфера культурно-досуговой
активности) с функциями образования и культурного самоопределения,
имеющих общую мировоззренческую перспективу и призванных :
•
помогать ребенку выработать освоить реальное и многостороннее знание
о себе и мире – отсюда требование наличия
диапазона возможностей для самовыявления возможностей личности
и перспектив (осознаваемых самим ребенком, его семьей и окружающими)
ее потенциального развития.
•
научить ребенка производительно и ответственно вырабатывать взгляды
на мир, ответственна и самостоятельно жить в мире и для мира (мировоззренческая составляющая).
Досуг.
Отдых. Развитие.
Рекреационная
направленность проекта определяется рядом факторов:
историко-культурный:
Воробьёвы горы – традиционное место гуляний и отдыха уже не менее
полутора столетий, юго-западный район Москвы традиционно считается
образовательным, интеллектуальным (множество учебных и научных учреждений);
ландшафтный:
данная территория включает в себя уже созданные “зелёные” парки,
близость к станциям метро, удобные подъездные транспортные пути,
а также находящийся рядом крупнейший в России центр образования
и жизнедеятельности студенческой молодёжи – Московский Государственный
Университет им М.В. Ломоносова. Данный регион включен в программу
экскурсий по Москве;
инфраструктурный:
на территории имеются уже действующие цирк, музыкальный театр и
Дворец детского творчества, спортивные сооружения, стадион, бассейн,
удобные подъездные пути, развитая сеть городского транспорта.
Содержание
проекта
Предполагается
указанную территорию разделить на 3 функциональные зоны, учитывая
уже сложившуюся инфраструктуру. Все зоны должны быть объединены
на основе совместных программ, в тоже время каждое учреждение должно
являться головным по своему профилю деятельности при реализации
совместных проектов.
Первая
зона
Цирк
и прилегающая к нему территория. Цирк воплощает в себе создание
весёлого настроения, смех, удовольствие, а также познание живой
природы – знакомство с умениями животных и особенностями их поведения.
В данной зоне целесообразно развивать направления, связанные с аттракционами
развлечений (аналогично “луна-парку”), а также проведения просветительской
работы по сохранению животного мира на основе развития уже имеющихся
у цирка возможностей. В перспективе возможно создание образовательных
проектов для детей по профилю данной зоны. Цирк должен быть ведущим
участником проекта в области развлечений, карнавалов, шествий и
т.п.
Вторая
зона
Музыкальный
театр и
прилегающая к нему территория. Данную зону целесообразно, использовать
как центр музыкального и театрального творчества, комплекс различных,
в том числе тематических, концертных площадок. В содержание деятельности
целесообразно включить следующие направления:
•
знакомство с различными музыкальными течениями (в том числе представляющих
современную музыку),
•
создание музыкального архива и музея истории музыки,
•
использование новых музыкальных технологий,
•
возможность практического приобщения детей и молодежи к музыкальному
творчеству (игра на музыкальных инструментах, пение, знакомство
с различными видами музыкального творчества),
•
знакомство с историей театра, в т.ч. театрального творчества народов
России,
•
современное развитие театрального искусства,
•
создание городской зоны эстрадно-концертных и театральных молодежных
площадок (дискотеки, шоу-программы, концерты авторской песни, балы
и т.д.)
Детский
музыкальный театр может выполнять функцию головного учреждения по
реализации музыкальных и театральных программ в рамках всего комплекса.
Третья зона
Дворец
творчества
и прилегающая к нему территория.
Дворец
как системообразующий элемент пространства-времени “Города детства”.
Дворец – крупнейшее учреждение дополнительного образования, не имеющее
аналогов в городе по количеству детей, образовательных услуг и влияния
на образовательную ситуацию в городе.
Все
это определяет перспективу направленных культурно-образовательных
проектов на рассматриваемой территории. Дворец – центр целенаправленной
активности в сфере образования и культурно-досуговой деятельности,
и поэтому должен определять зону ближайшего перспективного развития
проекта в целом.
Стратегическая
линия развития – превращение Дворца творчества, системообразующего
элемента создаваемого “Мира детства”, в современную “СТРАНУ ДЕТЕЙ”.
“Страна
детей”:
•
это целый мир возможностей для развлечения и развития;
•
это пространство-время свободы выбора и организации, деятельности
и занятий детей и детских сообществ города;
•
это мир “само” – самоопределения, самовыражения, самодеятельности,
восхождения к творчеству;
•
это мир, где взрослые, педагоги живут интересами детей, здесь на
деле осуществляется разумный педоцентризм и снят извечный конфликт
“родители – дети”;
•
это мир для детей и мир самих детей, создаваемый с участием самих
детей заботливыми взрослыми и педагогами и заботящимися о них городскими
властями.
Принципом
функционирования становится жизнеутверждающая логика детства в проектировании
и содержательном насыщении “Страны детей” в системном развитии столичного
мегаполиса.
Принцип структурного самообновления
Дворца как центрирующего (системообразующего) элемента пространства-времени
детства.
Принцип
достаточной полноты и экологичности, включая экологию культуры,
обеспечивающую целостный характер функционирования "Страны детей".
Направления
деятельности:
·
этнография и история;
·
экология;
·
физкультура и здоровье;
·
безопасное детство;
·
игросфера – центр игровых инноваций;
·
технопарк;
·
детский научный городок;
·
выставочные и выставочно-игровые площадки и комплексы;
·
художественно-прикладное направление.
Это
принципиально открытая для дополнений и форм конкретной реализации
проектов программа развития основных направлений содержательной
деятельности, уже осуществляемой отделами и структурами Дворца,
и предполагаемых направлений развития,
решаемых в логике создания образовательного
детского парка на территории Дворца,
включая всю необходимую инфраструктуру жизнеобеспечения
страны детей. Принцип открытости позволяет использовать для создания
открытых клубов детей и родителей по разным направлениям деятельности
и творчества, восстанавливать активность детских творческих, игровых,
спортивных и т.д. сообществ и объединений, подчиняющихся единой
логике образовательного пространства культурной и досуговой среды
Страны детей .
Дворец
творчества может выполнять функцию головного учреждения по организации
и обеспечению образовательных программ всего комплекса .
Этапы
дальнейшего концептуального осмысления:
•
Построение динамической модели социокультурной макросистемы "Город
детства на Воробьевых горах".
•
Обоснование развития культурно-архитектурной среды и системы содержательной
рекреационной деятельности всего комплекса.
•
Проект развития и обеспечивающих его реализацию решений разного
уровня.
Реализация
данного проекта невозможна без юридического обеспечения и поиска
оптимальной формы содержательного, экономического и финансового
взаимодействия всех перечисленных учреждений при сохранении присущей
им оригинальности и неповторимости .
Наиболее
целесообразным представляется сотрудничество Цирка, Детского музыкального
театра, городского Дворца творчества детей и юношества и городских
структур в рамках закрытого акционерного общества с пропорциональным
участие всех заинтересованных структур.
|