ИГРОВОЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
И.И. Фришман,
доктор
пед. наук,
заместитель директора Научно-практического
центра
Международного
союза детских общественных объединений
«Союз
пионерских организаций – Федерация
детских организаций»
Игровое
взаимодействие можно рассматривать как специфическую норму общественных
отношений, актуализирующуюся в детских объединениях. Психолого-педагогические
особенности игрового взаимодействия обусловлены изменением ситуации
и отношения общества к детским объединениям как особому социальному
институту. Система факторов общественного развития существенно повлияла
на процессы формирования социального опыта детей, найдя свое отражение
во всех сферах жизнедеятельности ее юных граждан.
Понятие
«поколение 90-х», возникшее как обозначение общности детей и подростков,
воспитанных в принципиально новых для российского общества
условиях жизни, является основой понимания современной общественной
ситуации в стране. Перемены, произошедшие в международном сообществе,
находят наиболее острое отражение именно у этой части юных граждан,
в связи с психологической особенностью детства, восприимчивостью,
подвижностью.
С
начала 90-х годов XX века в мире проблемы детства, реальной жизни
детей как социальной группы привлекают внимание большого числа исследователей.
Конвенция о правах ребенка, которую ратифицировали почти все
страны мира, влияет на принятие новых и внесение существенных изменений
в уже существующие законодательства государств. При этом социологами
констатируется известный разрыв между признанием ценности детства
для индивидуальной жизни человека, для общества в целом и фактическим
статусом детства, проявляющимся в реальном положении детей
в обществе (С.Н. Щеглова, А.И. Ковалева, В.Ф. Левичева и др.).
Проблемы
осмысления детства как объекта и субъекта общественной модернизации
рассматривались в трудах отечественных и зарубежных педагогов
и психологов на протяжении
XX века
(Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.А. Деркач, Т.Е. Конникова, А.Н.
Леонтьев, Л.И. Новикова, А.С. Макаренко, М. Монтессори, В.А. Сухомлинский,
З. Фрейд).
В
конструировании детства как субъективной реальности большое значение
имеет детское объединение. Выступая как элемент детства, детское
объединение представляет собой институционализированный сегмент,
связанный с официальным детским движением.
Сегодня
обществом признается значимость детских объединений, где, в отличие
от неформального общения, ребенку предоставляется возможность стать
субъектом права и социальной деятельности, включиться в систему
социальных отношений, освоить новые социальные роли.
Мы
рассматриваем детское объединение как особый тип социальной
общности, эмпирически фиксированную совокупность индивидов, отличающуюся
относительной целостностью и выступающую самостоятельным субъектом
историко-культурного и социального действия.
По
численному составу детские объединения варьируются от малой группы
(2-3 чел.) до включающего миллионы детского движения. По продолжительности
существования – от длящихся несколько минут (аудитория зрелища)
до действующих на протяжении десятилетий организаций, союзов, ассоциаций
и иных форм самодеятельности детей, зачастую не имеющих жесткой
структурной организации. По составу участников – от спонтанно появляющихся
компаний до стабильных коллективов, участниками которых становятся
поколения детей и молодежи (разновозрастное объединение, творческие
коллективы, клубы по интересам).
Единый
термин для обозначения таких общностей отсутствует. Условно, на
наш взгляд, разделение детских объединений по возрастному признаку
(детские, юношеские, молодежные). Социологи часто употребляют понятие
«неформальные объединения», т.е. социальные группы, доминантным
признаком которых является наличие внутренне эмоционально окрашенных
психологических взаимозависимостей участников при почти полном отсутствии
институционально организованных отношений внутри группы. В литературе
встречается также обозначение «нетрадиционные объединения» (объединения
субкультуры, контркультуры). Тем не менее, можно различать объединения
любительские (по интересам), общественно значимой направленности
и криминогенные.
В
основе феномена «детское объединение» лежат связи типа взаимодействия
по поводу согласования совместных усилий. Наиболее значимые из них:
•
связи с целью создания условий и реализации прав, декларированных
в совместно принятых документах, ориентированных на правила совместной
жизнедеятельности;
•
связи духовной регуляции (участники детского объединения придерживаются
общих норм, ценностей, принципов поведения);
•
связи координации в рамках социальной группы (детское объединение
институализируется и приобретает управляемый характер).
В
детских объединениях, как правило, связующим звеном деятельности
выступают цели, осознанный выбор которых определяет мотивацию участников.
В неформальных объединениях цели зачастую невозможно вычленить,
а выбор, в основном, носит случайный характер. Общественно-значимые
объединения формируются вокруг общего дела или общей идеи, у «неформалов»
общение и деятельность являются самоцелью, что приводит к явлению
«изоляции и оторванности».
Выделяются
также юридически оформленные детские, юношеские, молодежные организации,
обязательными признаками которых являются структурно упорядоченное
разделение социальных ролей, определенное выстроенное отношение
с внешним социумом, что обычно фиксируется в программно-уставных
документах.
Одним
из типов общественных объединений является детское. Опыт индивидуальной
деятельности и опыт общения, приобретаемый в пространстве детских
объединений, позволяет ребенку выстраивать образ самого себя.
Детское
объединение детерминирует значимую роль общества через удовлетворение
потребностей индивида. В конечном счете, оно призвано содействовать
формированию мировоззренческих позиций, культуры сознания и поведения,
способности к самостоятельному выбору форм деятельности. По мнению
Н.И.Рейнвальд «любое действие индивида или группы становится понятным
лишь после определения его места в непрекращающемся процессе личного
и группового самоутверждения, самовыражения. Здесь обнаруживается
полное соответствие уровню его потребностей».
Общество
предъявляет ребенку определенные требования, совокупность которых
принято называть «социальной ролью». Эти требования становятся структурным
элементом человеческой личности в ходе социализации индивидов и
в результате глубокого внутреннего усвоения норм. Предоставление
возможностей для выбора самых различных социальных ролей является
особенностью деятельности детских общественных объединений конца
XX века.
Понятие
«роль» представляет для нас интерес и как «работа, род деятельности,
проявление себя в качестве кого-либо», и как «назначение, функция»,
и как «мера влияния, значения, степень участия в каком-либо деле,
предприятии, событии».
Анализируя
предпочтительность выбора той или иной роли ребенком, мы смогли
убедиться в том, что ролевые предписания, существующие в правилах
детских игр, не произвольны, а взаимосвязаны с требованиями и нормами
детского объединения. Мы определяем «роль» как ряд действий или
поступков, соответствующих положению ребенка в игровой группе, отражающих
динамический аспект определенного социального статуса.
В процессе
игрового взаимодействия, происходящего в детских объединениях, ребенок
не только обучается социальным ролям, но и интериоризирует определенные
предписания, которые становятся его внутренними побуждениями, входят
в структуру личности, становятся внутренней сущностью.
Количество
социальных ролей достаточно велико и обусловлено видами конкретных
социальных отношений и видами деятельности. Число ролей личности
меньше. Меняясь вместе с возрастом ребенка, оно сравнительно быстро
приближается к определенному пределу, за которым освоение личностью
новых ролей происходит медленно или прекращается.
Процесс
игрового взаимодействия связан с периодом детства и ранней юности,
и момент насыщения в освоении социальных ролей соответствует моменту
вступления молодежи в период социальной зрелости. Соотношение числа
ролей личности и ее объективно возможных социальных ролей характеризует
уровень социального роста.
Активное
участие детей в поиске путей самореализации обусловлено их успешностью
в процессе игрового взаимодействия, раскрывающем содержание ситуации
социальных проб. Социальная проба – это совокупность последовательных
действий, связанная с выполнением специально организованной социальной
деятельности на основе выбора способа поведения и являющаяся средством
соотнесения самопознания и анализа своих возможностей в спектре
реализуемых социальных функций (М.И. Рожков).
Биогенные
и психофизиологические потребности в деятельности и общении растущей
личности приводят к межличностным отношениям, которые представляют
собой малые социальные группы, играющие важную роль в воспитании
и становлении личности, ее социализации.
Таким
образом, детское объединение опосредованно является связующим звеном
между личностью, малыми группами и социальной системой, что позволило
зафиксировать это положение как психолого-педагогическую особенность
игрового взаимодействия в детских объединениях.
Отличительными
особенностями современных детей являются:
•
острая ориентированность на достижение социального успеха, получение
престижных специальностей;
•
расширение проблемного поля ребенка (потребность в опеке, закомплексованность,
тревожность, связанные с наличием социального расслоения в детской
среде);
•
взаимоотношения с окружающим миром внешне приобретают независимый
характер;
•
пространство «социальных» желаний расширяется в соответствии с современной
ситуацией в обществе.
Стремление
к успеху как одна из важных характеристик современного ребенка является
отображением ситуации в обществе, и формирует у него потребность
быть признанным как личность: иметь деньги, выглядеть согласно моде,
а в дальнейшем, иметь престижную специальность. Так, наибольшей
привлекательностью для современных детей обладают следующие специальности:
•
экономического профиля (15,0%);
•
юридического профиля (12,7%);
•
связанные с творческой деятельностью (11,9%);
•
гуманитарного профиля (24,5%);
•
технической направленности (15,1).
Отвечая
на вопрос о мотивах выбора той или иной специальности, опрошенные
дети разделились на две категории: первые (41,4%) – признают выбранную
профессию соответствующей их внутренним потребностям, мечтам, склонностям
(«это моя профессия»), вторые (43,7%) – в качестве основного аргумента
выдвигают всеобщую привлекательность данной профессии (это престижно,
нравится, хорошо оплачивается, все советуют).
В
связи с таким отношением к выбору будущей специальности возникает
вопрос о необходимости разработки игрового обеспечения, соответствующего
потребностям, целям ребенка.
При
ответах на вопрос о способах проведения свободного времени были
получены следующие результаты (называлось несколько альтернатив):
•
гуляю, развлекаюсь, общаюсь с друзьями, смотрю ТВ и т.д. (79,7%);
•
занимаюсь в студии, кружке, секции (34,7%);
•
читаю (23,4%);
•
занимаюсь самообразованием (12,2%);
•
рисую, танцую, занимаюсь музыкой (11,7%);
•
занимаюсь спортом (8,1%).
Работа,
общение с родными, забота о животных составляют еще 4,0% ответов
на данный вопрос.
Интересен
тот факт, что около 70% опрошенных высказались за улучшение своего
досуга, хотя данное улучшение было снова связано с увеличением развлечений,
отдыхом, общением с друзьями.
По результатам
ответов можно сделать выводы о несовпадении целей, к которым стремятся
современные дети, молодежь, и того, как эти цели подкрепляются реальными
механизмами их реализации. Идеология современного ребенка противоречива:
я хочу иметь деньги, хорошую работу, быть успешным, но при этом
я предпочитаю предаваться развлечениям и удовольствиям. Подобная
гедонистическая направленность в проведении свободного времени и
амбициозность в отношении жизненных планов является специфической
чертой современного ребенка. Отсутствие на сегодняшний момент в
обществе новых культурных механизмов достижения целей отражается,
прежде всего, на детском мировоззрении.
Взрослые по-разному
выражают свое отношение к положению дел. При проведении процедуры
брейнстроминга среди педагогов звучали призывы работать в детских
организациях с целью формирования культуры личности, причем понимание
«современной культуры личности» часто ставило в тупик. Так, например,
высказывались пожелания создать у ребенка представление об облике
современного бизнесмена с «человеческим лицом», то есть такого,
который, например, не обманывает других людей. На деле же формирование
в детях деловых качеств, умений управлять людьми, вести переговоры
и т.п. является более актуальным, чем попытки подогнать русскую
ментальность под «американские мечты».
Характерным
оказалось и то, что дети, посещающие детские объединения, больше
нацелены на приобретение специальностей, соответствующих их внутренним
потребностям, мечтам, склонностям, что позволяет сделать вывод о
неограниченных возможностях в расширении социально-педагогического
потенциала игрового взаимодействия в практике. Проблемное поле ребенка
напрямую связано с изменением условий существования в обществе.
Наибольшую обеспокоенность у респондентов вызывает проблема социального
расслоения, которая находит отражение у всех возрастных групп детей.
В группу основных проблем современного ребенка педагоги включили
существование серьезной угрозы детской наркомании, проблемы с родителями,
отсутствие денег в семье, проблему нравственного воспитания детей
и организации их досуга, физического и психического здоровья, выбора
жизненного пути, выживания и социальной адаптации и др.
Современный
ребенок в 5% случаев вообще не общается с родителями. Дети несколько
чаще начинают разговоры в семье (57,7%), чем их родители (42,3%),
при этом родители спрашивают об учебе и дальнейшей профессии, говорят
на бытовые темы, а дети предпочитают беседовать на любые темы, в
том числе о своих интересах и проблемах, о своей жизни, друзьях,
противоположном поле и т.п. Интересно, что только треть опрошенных
детей считает, что у них нет на сегодняшний день серьезных проблем,
однако, поделиться ими дети, скорее всего, решат с друзьями (44,2%),
с родителями (22,9%), ни с кем (20,9%), с учителями, наставниками,
родственниками (12,0%), при этом они чувствуют себя достаточно самостоятельными
(в 68,7% случаев), остальным мешают поступать так, как они считают
нужным, родители, обстоятельства, собственные качества, друзья,
учителя и школа. Противоречивость игрового взаимодействия определяется
борьбой различных идеологических концепций, педагогических теорий,
фиксирующих противоречия между интересами детей и интересами взрослых
участников детского движения, заинтересованных в позитивном воспитании
подрастающего поколения. Преобразуется институт специалистов, работающих
с детьми. Появились новые педагогические профессии (тьюторы, гувернеры,
социальные педагоги и др.). Распространяется влияние гуманистического
стиля в педагогике и психологии, способствующее изменению облика
и культуры детско-взрослых взаимодействий в детских объединениях.
Таким
образом, исходя из проделанного нами исторического анализа, эмпирического
исследования и теоретического обобщения материалов, на основании
опроса, анкет, интервьюирования как взрослых, так и детей разного
возраста, мы констатируем: игровое взаимодействие в детском объединении
— оформившийся научный факт, получивший
свое развитие и ярко проявившийся в деятельности детских объединений,
особенно во второй половине XX века.
В
настоящее время нет или находятся в стадии оформления специальные
исследования, связанные с этим феноменальным явлением. Уровни, типы
и иные характерологические признаки игрового взаимодействия в детском
объединении не получили пока широкого научно-методического освещения.
Многообразие форм детского объединения создает условия для развития
процесса игрового взаимодействия, являющегося отражением норм, ценностей,
традиций, заложенных в основание той или иной формы детской самодеятельности.
Само понятие «детское объединение», на наш взгляд, нуждается в дальнейшем
осмыслении, но не является предметом данного исследования.
Возникновение
объединений детей и взрослых – явление культурно-историческое. Именно
через творческое участие в жизнедеятельности объединения личность
становится автором своего миропонимания, ценностно-нравственной
направленности, эмоционально-волевых проявлений, социально-гражданского
поведения, преобразовательной деятельности, фиксирующей собой опыт
созидательной жизни.
|