ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ДЕТСКОГО ПРАЗДНИКА
А.С.
Фролов,
канд.
пед. наук,
главный
режиссер МГДД(Ю)Т,
заслуженный
работник культуры РФ
На современном
этапе кардинального реформирования всех сфер общественной жизни становится очень важной разработка
научно-практических основ сферы досуга, особенно актуальным является
исследование социально-педагогических аспектов массового праздника.
Праздник
– явление сложное, многогранное, развивающееся, имеет большое значение
для жизни детей и подростков. Современная методологическая ситуация
в педагогике выявляет понимание важности значения детского праздника
в деятельности всех учреждений системы образования.
Праздник
является специфичной формой коллективного единения, где выражается
общее настроение и сопереживание участников. Он обусловлен динамикой
социального бытия, в котором отдельные периоды жизни осознаются
и переживаются людьми особым эмоциональным образом, диктуют им иной,
нежели в будничное время, способ поведения и деятельности, предполагая
непосредственное участие в праздновании.
Детский
праздник – один из самых ярких моментов в жизни ребенка. Праздники
открывают детям простор для творчества, рождают в душе ребенка светлые
чувства, благородные порывы, воспитывают умение жить в коллективе,
духовно обогащают ум и сердце. Более подробное исследование детских
праздников мы находим в работах А.Ф.Некрыловой, Г.Н.Тубельской,
С.А.Шмакова, Г.П.Черного. Однако такое явление как праздник, несмотря
на то, что связано с проблемой формирования личности, воспитания
высоких чувств ребенка, эмоциональных, эстетических, нравственных,
еще не нашло в педагогической литературе своего обобщенного отражения.
Психолого-педагогическая
характеристика для детей существенным образом отличается от принятых
до недавних пор излишне обобщенных, часто политизированных, представлений
об особенностях праздничного поведения. Необходим анализ конкретный,
с учетом социально-психологических, возрастных, индивидуально-типологических
особенностей участников праздника, ориентированный на раскрытие
всего многообразия форм участия в праздниках и полимотивированности
праздничного поведения.
Здесь
крайне актуален вопрос о восприятии праздника не только как формы
досуга, но и как культурно-образовательного явления, способствующего
развитию личности и воспитанию. Недооценка этого фактора праздничного
поведения совершенно очевидна и, к сожалению, не только в массовом
сознании, но и для педагогической общественности и многих публикаций.
Широкое понимание образования, очевидно, предполагает учет воспитательных
и развивающих возможностей не только программ обязательного обучения,
но и процессов непреднамеренного воспитания, других воздействий
социальной среды.
Особая
педагогическая ценность детских праздников заключается в том, что
они могут помочь юному человеку реализовать лучшее, что в нем есть,
поскольку для него личностно значим сам процесс празднования, вызывающий
положительно окрашенные эмоциональные переживания и создающий уникальную
систему творческого взаимодействия детей и взрослых.
Современная
педагогика дает следующее определение педагогическому взаимодействию:
«Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное
воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее
их взаимную связь. Важнейшей характеристикой личностной стороны
педагогического взаимодействия является возможность воздействовать
друг на друга и производить реальные преобразования не только в
познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере».
Массовой
практике присуще большое разнообразие форм проведения детских праздников,
количество которых постоянно растет. Из них наиболее распространены:
фестивали, театрализованные представления, тематические дни и недели,
праздничные обряды и ритуалы, спектакли, презентации, балы, карнавалы,
шествия, смотры, конкурсы, олимпиады, юбилеи, КВН, утренники, линейки,
вечера, концерты и др. Все они, как правило, составляют неотъемлемую
часть культурно-досуговой деятельности в работе с детьми.
Важная
роль в реализации культурно-досуговой деятельности принадлежит учреждениям
дополнительного образования детей. Московский городской Дворец детского
(юношеского) творчества представляет собой крупнейшее многоуровневое
государственное образовательное учреждение в системе дополнительного
образования детей, располагающее огромным художественно-творческим
потенциалом.
Во
Дворце традиционно проводятся праздники в период школьных каникул, в которых участвуют сотни юных
москвичей и гостей столицы. До 50000 детей и их родителей принимают
участие в городских детско-юношеских праздниках: День города, День
знаний, Неделя игры и игрушки, Новогодние представления, Неделя
детской и юношеской книги, Международный день семьи, гражданско-патриотические
праздники, День защитника Отечества и Сыны Отечества, День Победы,
Международный день защиты детей, День России. Пользуются большой
популярностью традиционные народные праздники: Рождество на Воробьевых
горах, Русская масленица и др.
Большую
работу по организации праздников, как во Дворце, так и в городе
осуществляет Творческое объединение культурно-массовых программ,
в задачи которого входят:
-
совершенствование культурно-досуговой деятельности, проектирование
и создание праздничного годового цикла (более 150 праздничных плановых
мероприятий в течение учебного года);
-
формирование устойчивых традиций проведения массовых детских городских
праздников;
-
проведение фестиваля «Юные таланты Московии» с участием творческих
коллективов образовательных учреждений города (ежегодно принимают
участие более 5000 детей и 300 педагогов);
-
организация работы художественного совета с участием специалистов
и педагогов Дворца (обсуждение сценариев, эскизов оформления, пригласительных
билетов и афиш, прием праздничных программ);
-
издание методической литературы по организации детских праздников.
Важным
шагом в этом направлении является реализация городской открытой
комплексной программы «Праздники Детства», которая построена на
интегрированной основе использования творческого потенциала Дворца
в создании празднично-игровой культуры детей.
В
ходе опытно-экспериментальной работы проводился психолого-педагогический
мониторинг «Дети и праздник» (на основе методик, предложенных профессорами
Л.В.Байбородовой и Н.Е.Щурковой). Итоговое исследование показало,
что у детей сложился устойчивый интерес к организации праздников:
71,3 % школьников положительно оценили проводимые праздничные мероприятия
и изъявили желание участвовать в них; в то же время 28,7 % ребят
не принимали активного участия и высказали мнение о необходимости
проведения новых, более современных праздников (День святого Валентина,
Праздник Дня рождения, Дископефоменс, встречи друзей, День смеха
и веселья, детские шоу-программы и др.).
Более
93 % опрошенных педагогов высоко оценили участие детей в праздничном
действии не только как зрителей, но и организаторов. Дети
особенно остро чувствуют праздничный досуг как прикосновение к подлинной
свободе творческого самовыражения и самореализации.
Художественное
содержание праздников воплощается в музыке, в песне, стихах. В народных
сказках, пословицах и поговорках заложены, с одной стороны, нравственные
заповеди, с другой – разнообразные советы, наставления, т.е. правила
поведения в будни и праздники.
Почти
у каждого календарного праздника – своя тема, отражающая историю
народа, страны, мира. Праздник – тогда праздник, когда привлекает
его участников к творческому взаимодействию, развивает в них желание
и умение неформально общаться, создавать художественные образы.
Значимая
идея праздника – это, с одной стороны, сумма событий, факторов,
имен, мифов, интерпретируемых историей. С другой стороны, это культура
людей, нравы, обычаи, традиции общенационального и локального характера.
Конечно, праздники как вечные модели досуга, способствовали и способствуют
переживанию идеальных устремлений, которые на данный момент становятся
некоей реальностью и, значит, помогают ощущать полноту жизни, гармонию
с окружающим социальным и природным миром. Художественно-педагогическая
значимость и событийность праздника характеризуются достаточно определенными,
близкими детям и взрослым общими признаками, такими как:
-
абсолютная добровольность участия и согласие со всеми обязательными и условными правилами досуговой
деятельности того или иного праздника;
-
свободный выбор детьми разнообразных сюжетов, ролей, положений,
поведения праздничного действия;
-
наличие в праздниках глубинных народных традиций, вбирающих в себя
весь спектр обычаев, ритуалов, церемониалов, символов и атрибутов
принципиального характера, отработанных социальным временем развлечений
и художественных актов, жанров самодеятельного искусства, состязаний,
фольклора.
Сущность
праздника невозможно понять вне социальной деятельности. Как деятельность,
ближе всего стоящая к интересам детей, выражающая зону их ближайшего
развития, их мироощущение, праздник должен рассматриваться как мощное
средство гуманизации воспитания, как форма, имеющая отношение ко
всем другим видам деятельности (познанию, труду, эстетике, общению),
– праздник представляется в качестве всестороннего развития личности.
Как предмет педагогической деятельности праздник выступает психологическим
посредником в обеспечении процесса сотрудничества.
Праздничная
деятельность детей и подростков очень близка к эстетической и игровой
деятельности. Эстетический момент существует и в сфере труда, и
в сфере социальной жизни общества: культуры, быта, общения людей,
во всей совокупности человеческих отношений. В эстетической деятельности
человека, в его отдельных эстетических действиях и проявлениях,
личностно значимыми для него являются и сам процесс, вызывающий
творческое напряжение всех сил личности, и положительно окрашенное
эмоциональное переживание, и результаты деятельности, и ее эстетически
оцениваемый продукт, и в итоге – развитие творчески-эстетических
задатков и способностей.
Возникновение
и становление праздника как любого вида духовного бытия человека
связаны не в меньшей мере и с удовлетворением такой потребности
человека, как игра. Праздник и игра возникают с необходимостью в
определенный период развития человека, и это непосредственно связано
с задачами воспитания целостной личности. Таким образом, праздник
и игра – важные составляющие деятельности подростков, практическое
совершенствование которой должно базироваться на прочной научно-педагогической
основе. Здесь важен новый подход, опирающийся на научную методологию,
предполагающий глубину идейно-теоретического содержания, серьезные
философские обобщения, полный и точный учет реалий современности
и научно обоснованное предвидение будущего.
Многообразные
виды деятельности, с которыми сталкивается ребенок в процессе подготовки
и проведения праздника, творческие, познавательные, игровые,
общественные и др., чтобы действительно влиять на развитие ребенка,
на динамику его способностей, должны обладать определенными
характеристиками. Мотивационно-потребностная сфера личности развивается,
когда, во-первых, связывает деятельность с ведущими возрастными
тенденциями, выводит растущего человека из зоны «актуального развития»
в зону «ближайшего развития» (Л.С. Выготский); во-вторых, проявляется
в осознанном целеполагании, связанном с моментом преодоления себя;
и, в-третьих, когда ее влияние охватывает не только начальный период
деятельности, но распространяется на весь процесс.
Еще
раз подчеркнем: праздник обусловлен не только деятельностью,
но всеми сторонами человеческой личности, на которые он призван
воздействовать. Поэтому представляется правомерным при построении
модели праздника и его результата исходить не только из выводов
деятельности детей и подростков, а учитывать разные стороны целостной
личности подростка в системе общественных отношений.
Эффективность
праздника обусловлена взаимосвязью его функций: мировоззренческой,
коммуникативной, рекреационной, творческой, гедонистической и другими,
которые активно проявляются в ходе художественно-педагогического
взаимодействия детей и взрослых; выделение какой-либо из них в качестве
доминирующей разрушает целостность влияния данного феномена.
Таким
образом, педагогически целесообразно организованный детский праздник
целостно влияет на нравственное развитие подростка. И действительно,
диапазон задач детских праздников довольно широк: он учитывает
все многообразие учебно-воспитательной работы школы, деятельности
учреждений дополнительного образования, детских клубов, парков,
центров творчества, что создает определенную педагогическую систему
детских праздников (см. таблицу).
В
реальном художественно-педагогическом процессе создания детского
праздника активно взаимодействуют взрослые и дети, что позволяет
им выходить на качественно новый уровень сотрудничества и выражается
в изменении их ценностных ориентаций, взаимоотношения и взаимопонимания.
Именно данная педагогическая модель может служить основой построения
целостного процесса развития личности при организации детского праздника,
разумеется, с учетом местных особенностей и условий. Весте с тем
решающая роль в успешном осуществлении этого процесса принадлежит
коллективу специалистов и педагогов-организаторов, их подготовленности,
слаженности, взаимопониманию и взаимодействию с детьми.
Подводя итоги,
можно определить праздник как категорию педагогики, своеобразную
форму творческого самовыражения и духовного обогащения ребенка.
Цель его – в познании юными гражданам окружающего мира, развитии
их морального сознания и нравственных чувств, эстетических воззрений,
навыков организатора, умении постигать человеческую науку общения.
Понимание
детского праздника, как сложной системы различных субъективно-объективных
и личностно-общественных отношений и основанных на них видов деятельности
детей и подростков, позволяет выявить основные элементы праздника
и структурные взаимоотношения между ними.
Праздник
объединяет в себе различные характеристики, будучи и познавательным
отражением действительности и ее оценкой, выражением духовного мира
личности и социальным явлением, видом игровой, эстетической деятельности,
средством воспитательного воздействия. И все эти характеристики
системно взаимосвязаны, являясь разными аспектами нерасторжимого
в своей целостности художественно-педагогического процесса взаимодействия
детей и взрослых в проведении праздника.
Педагогическое
взаимодействие детей и взрослых в организации детского праздника
определяется как система коллективных художественно-творческих дел
детей и взрослых в ходе педагогически
организованной совместной деятельности. Участие в праздничном действии
в существенной степени формирует инициативность, уверенность в себе,
настойчивость, искренность, честность ребят. Коммуникативный
характер праздника настолько очевиден, что сама система детских
праздников способна превратиться в мощный социо-культурный фактор
и сильное средство педагогического воздействия.
Праздник
как объективное событие основан на ценностях общения (отношений),
ценностях переживаний (коллективных) и ценностях творчества (в разных
видах деятельности). Эмпатийное единство участников праздника (детей
и взрослых) помогает созданию модели общественного поведения личности,
свободному ориентированию в жизненных ситуациях, развитию творческих
способностей.
Праздник
это творческая метафора жизни. В мире детства он образует уникальный
педагогический феномен. Детские праздники создают единое культурно-образовательное
пространство, помогая формированию нового поколения, интегрированного
в современное социальное общество.
Литература:
1. Выготский
Л.С. Психология искусства. – М.: Лабиринт, 1997.
2. Лихачев
Б.Т. Философия воспитания. – М.: Прометей, 1995.
3. Мазаев
А.И. Праздник как социально-художественное явление. – М.: Наука,
1978.
|