содержание книги
обложка книги
 

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ДЕТСКОГО ПРАЗДНИКА

А.С. Фролов,

канд. пед. наук,

главный режиссер МГДД(Ю)Т,

заслуженный работник культуры РФ

На современном этапе кардинального реформирования всех сфер общественной  жизни становится очень важной разработка научно-практических основ сферы досуга, особенно актуальным является исследование социально-педагогических аспектов массового праздника.

Праздник – явление сложное, многогранное, развивающееся, имеет большое значение для жизни детей и подростков. Современная методологическая ситуация в педагогике выявляет понимание важности значения детского праздника в деятельности всех учреждений системы образования.

Праздник является специфичной формой коллективного единения, где выражается общее настроение и сопереживание участников. Он обусловлен динамикой социального бытия, в котором отдельные периоды жизни осознаются и переживаются людьми особым эмоциональным образом, диктуют им иной, нежели в будничное время, способ поведения и деятельности, предполагая непосредственное участие в праздновании.

Детский праздник – один из самых ярких моментов в жизни ребенка. Праздники открывают детям простор для творчества, рождают в душе ребенка светлые чувства, благородные порывы, воспитывают умение жить в коллективе, духовно обогащают ум и сердце. Более подробное исследование детских праздников мы находим в работах А.Ф.Некрыловой, Г.Н.Тубельской, С.А.Шмакова, Г.П.Черного. Однако такое явление как праздник, несмотря на то, что связано с проблемой формирования личности, воспитания высоких чувств ребенка, эмоциональных, эстетических, нравственных, еще не нашло в педагогической литературе своего обобщенного отражения.

Психолого-педагогическая характеристика для детей существенным образом отличается от принятых до недавних пор излишне обобщенных, часто политизированных, представлений об особенностях праздничного поведения. Необходим анализ конкретный, с учетом социально-психологических, возрастных, индивидуально-типологических особенностей участников праздника, ориентированный на раскрытие всего многообразия форм участия в праздниках и полимотивированности праздничного поведения.

Здесь крайне актуален вопрос о восприятии праздника не только как формы досуга, но и как культурно-образовательного явления, способствующего развитию личности и воспитанию. Недооценка этого фактора праздничного поведения совершенно очевидна и, к сожалению, не только в массовом сознании, но и для педагогической общественности и многих публикаций. Широкое понимание образования, очевидно, предполагает учет воспитательных и развивающих возможностей не только программ обязательного обучения, но и процессов непреднамеренного воспитания, других воздействий социальной среды.

Особая педагогическая ценность детских праздников заключается в том, что они могут помочь юному человеку реализовать лучшее, что в нем есть, поскольку для него личностно значим сам процесс празднования, вызывающий положительно окрашенные эмоциональные переживания и создающий уникальную систему творческого взаимодействия детей и взрослых.

Современная педагогика дает следующее определение педагогическому взаимодействию: «Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь. Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере» [2] .

Массовой практике присуще большое разнообразие форм проведения детских праздников, количество которых постоянно растет. Из них наиболее распространены: фестивали, театрализованные представления, тематические дни и недели, праздничные обряды и ритуалы, спектакли, презентации, балы, карнавалы, шествия, смотры, конкурсы, олимпиады, юбилеи, КВН, утренники, линейки, вечера, концерты и др. Все они, как правило, составляют неотъемлемую часть культурно-досуговой деятельности в работе с детьми.

Важная роль в реализации культурно-досуговой деятельности принадлежит учреждениям дополнительного образования детей. Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества представляет собой крупнейшее многоуровневое государственное образовательное учреждение в системе дополнительного образования детей, располагающее огромным художественно-творческим потенциалом.

Во Дворце традиционно проводятся праздники в период школьных каникул, в которых участвуют сотни юных москвичей и гостей столицы. До 50000 детей и их родителей принимают участие в городских детско-юношеских праздниках: День города, День знаний, Неделя игры и игрушки, Новогодние представления, Неделя детской и юношеской книги, Международный день семьи, гражданско-патриотические праздники, День защитника Отечества и Сыны Отечества, День Победы, Международный день защиты детей, День России. Пользуются большой популярностью традиционные народные праздники: Рождество на Воробьевых горах, Русская масленица и др.

Большую работу по организации праздников, как во Дворце, так и в городе осуществляет Творческое объединение культурно-массовых программ, в задачи которого входят:

- совершенствование культурно-досуговой деятельности, проектирование и создание праздничного годового цикла (более 150 праздничных плановых мероприятий в течение учебного года);

- формирование устойчивых традиций проведения массовых детских городских праздников;

- проведение фестиваля «Юные таланты Московии» с участием творческих коллективов образовательных учреждений города (ежегодно принимают участие более 5000 детей и 300 педагогов);

- организация работы художественного совета с участием специалистов и педагогов Дворца (обсуждение сценариев, эскизов оформления, пригласительных билетов и афиш, прием праздничных программ);

- издание методической литературы по организации детских праздников.

Важным шагом в этом направлении является реализация городской открытой комплексной программы «Праздники Детства», которая построена на интегрированной основе использования творческого потенциала Дворца в создании празднично-игровой культуры детей.

В ходе опытно-экспериментальной работы проводился психолого-педагогический мониторинг «Дети и праздник» (на основе методик, предложенных профессорами Л.В.Байбородовой и Н.Е.Щурковой). Итоговое исследование показало, что у детей сложился устойчивый интерес к организации праздников: 71,3 % школьников положительно оценили проводимые праздничные мероприятия и изъявили желание участвовать в них; в то же время 28,7 % ребят не принимали активного участия и высказали мнение о необходимости проведения новых, более современных праздников (День святого Валентина, Праздник Дня рождения, Дископефоменс, встречи друзей, День смеха и веселья, детские шоу-программы и др.).

Более 93 % опрошенных педагогов высоко оценили участие детей в праздничном действии не только как зрителей, но и организаторов. Дети особенно остро чувствуют праздничный досуг как прикосновение к подлинной свободе творческого самовыражения и самореализации.

Художественное содержание праздников воплощается в музыке, в песне, стихах. В народных сказках, пословицах и поговорках заложены, с одной стороны, нравственные заповеди, с другой – разнообразные советы, наставления, т.е. правила поведения в будни и праздники.

Почти у каждого календарного праздника – своя тема, отражающая историю народа, страны, мира. Праздник – тогда праздник, когда привлекает его участников к творческому взаимодействию, развивает в них желание и умение неформально общаться, создавать художественные образы.

Значимая идея праздника – это, с одной стороны, сумма событий, факторов, имен, мифов, интерпретируемых историей. С другой стороны, это культура людей, нравы, обычаи, традиции общенационального и локального характера. Конечно, праздники как вечные модели досуга, способствовали и способствуют переживанию идеальных устремлений, которые на данный момент становятся некоей реальностью и, значит, помогают ощущать полноту жизни, гармонию с окружающим социальным и природным миром. Художественно-педагогическая значимость и событийность праздника характеризуются достаточно определенными, близкими детям и взрослым общими признаками, такими как:

- абсолютная добровольность участия и согласие со всеми  обязательными и условными правилами досуговой деятельности того или иного праздника;

- свободный выбор детьми разнообразных сюжетов, ролей, положений, поведения праздничного действия;

- наличие в праздниках глубинных народных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемониалов, символов и атрибутов принципиального характера, отработанных социальным временем развлечений и художественных актов, жанров самодеятельного искусства, состязаний, фольклора.

Сущность праздника невозможно понять вне социальной деятельности. Как деятельность, ближе всего стоящая к интересам детей, выражающая зону их ближайшего развития, их мироощущение, праздник должен рассматриваться как мощное средство гуманизации воспитания, как форма, имеющая отношение ко всем другим видам деятельности (познанию, труду, эстетике, общению), – праздник представляется в качестве всестороннего развития личности. Как предмет педагогической деятельности праздник выступает психологическим посредником в обеспечении процесса сотрудничества.

Праздничная деятельность детей и подростков очень близка к эстетической и игровой деятельности. Эстетический момент существует и в сфере труда, и в сфере социальной жизни общества: культуры, быта, общения людей, во всей совокупности человеческих отношений. В эстетической деятельности человека, в его отдельных эстетических действиях и проявлениях, личностно значимыми для него являются и сам процесс, вызывающий творческое напряжение всех сил личности, и положительно окрашенное эмоциональное переживание, и результаты деятельности, и ее эстетически оцениваемый продукт, и в итоге – развитие творчески-эстетических задатков и способностей.

Возникновение и становление праздника как любого вида духовного бытия человека связаны не в меньшей мере и с удовлетворением такой потребности человека, как игра. Праздник и игра возникают с необходимостью в определенный период развития человека, и это непосредственно связано с задачами воспитания целостной личности. Таким образом, праздник и игра – важные составляющие деятельности подростков, практическое совершенствование которой должно базироваться на прочной научно-педагогической основе. Здесь важен новый подход, опирающийся на научную методологию, предполагающий глубину идейно-теоретического содержания, серьезные философские обобщения, полный и точный учет реалий современности и научно обоснованное предвидение будущего.

Многообразные виды деятельности, с которыми сталкивается ребенок в процессе подготовки и проведения праздника, творческие, позна­вательные, игровые, общественные и др., чтобы действительно влиять на развитие ребенка, на динамику его способ­ностей, должны обладать определенными характеристиками. Мотивационно-потребностная сфера личности развивается, ког­да, во-первых, связывает деятельность с ведущими возрастными тенденциями, выводит растущего человека из зоны «актуального разви­тия» в зону «ближайшего развития» (Л.С. Выготский); во-вторых, проявляется в осознанном целеполагании, связанном с моментом преодоления себя; и, в-третьих, когда ее влияние охватывает не только начальный период деятельности, но распространяется на весь процесс.

Еще раз подчеркнем: праздник обусловлен не только деятель­ностью, но всеми сторонами человеческой личности, на которые он призван воздействовать. Поэтому представляется правомерным при построении модели праздника и его результата исходить не только из выводов деятельности детей и подростков, а учитывать разные стороны целостной личности подростка в системе общественных отношений.

Эффективность праздника обусловлена взаимосвязью его функций: мировоззренческой, коммуникативной, рекреационной, творческой, гедонистической и другими, которые активно проявляются в ходе художественно-педагогического взаимодействия детей и взрослых; выделение какой-либо из них в качестве доминирующей разрушает целостность влияния данного феномена.

Таким образом, педагогически целесообразно организованный детский праздник целостно влияет на нравственное развитие подростка. И действительно, диапазон задач детских праздников довольно широк: он учиты­вает все многообразие учебно-воспитательной работы школы, деятельности учреждений дополнительного образования, детских клубов, парков, центров творчества, что создает определенную педагогическую систему детских праздников (см. таблицу).

В реальном художественно-педагогическом процессе создания детского праздника активно взаимодействуют взрослые и дети, что позволяет им выходить на качественно новый уровень сотрудничества и выражается в изменении их ценностных ориентаций, взаимоотношения и взаимопонимания. Именно данная педагогическая модель может служить основой построения целостного процесса развития личности при организации детского праздника, разумеется, с учетом местных особенностей и условий. Весте с тем решающая роль в успешном осуществлении этого процесса принадлежит коллективу специалистов и педагогов-организаторов, их подготовленности, слаженности, взаимопониманию и  взаимодействию с детьми.

Подводя итоги, можно определить праздник как категорию педагогики, своеобразную форму творческого самовыражения и духовного обогащения ребенка. Цель его – в познании юными гражданам окружающего мира, развитии их морального сознания и нравственных чувств, эстетических воззрений, навыков организатора, умении постигать человеческую науку общения.

Понимание детского праздника, как сложной системы различных субъективно-объективных и личностно-общественных отношений и основанных на них видов деятельности детей и подростков, позволяет выявить основные элементы праздника и структурные взаимоотношения между ними.

Праздник объединяет в себе различные характеристики, будучи и познавательным отражением действительности и ее оценкой, выражением духовного мира личности и социальным явлением, видом игровой, эстетической деятельности, средством воспитательного воздействия. И все эти характеристики системно взаимосвязаны, являясь разными аспектами нерасторжимого в своей целостности художественно-педагогического процесса взаимодействия детей и взрослых в проведении праздника.

Педагогическое взаимодействие детей и взрослых в организации детского праздника определяется как система коллективных художественно-творческих дел детей и взрослых в ходе  педагогически организованной совместной деятельности. Участие в праздничном действии в существенной степени формирует инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность ребят. Коммуникативный характер праздника настолько очевиден, что сама система детских праздников способна превратиться в мощный социо-культурный фактор и сильное средство педагогического воздействия.

Праздник как объективное событие основан на ценностях общения (отношений), ценностях переживаний (коллективных) и ценностях творчества (в разных видах деятельности). Эмпатийное единство участников праздника (детей и взрослых) помогает созданию модели общественного поведения личности, свободному ориентированию в жизненных ситуациях, развитию творческих способностей.

Праздник это творческая метафора жизни. В мире детства он образует уникальный педагогический феномен. Детские праздники создают единое культурно-образовательное пространство, помогая формированию нового поколения, интегрированного в современное социальное общество.

 

Литература:

1. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Лабиринт, 1997.

2. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. – М.: Прометей, 1995.

3. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. – М.: Наука, 1978.

4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – М.: Академия, 2000.

5. Тубельская Г.Н. Детские праздники в семье. – М.: Сфера, 2000.

6. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. – М.: Новая школа, 1997.

7. Черный Г.П. Педагогическая технология массового праздника. – М.: Молодая гвардия, 1990.

Используются технологии uCoz