содержание книги
обложка книги
 

Секция

 “Игровые объединения – центры
игровой культуры”

ИГРОВЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И ИГРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Л.А. Нисловская,

зав. отделом игры МГДД(Ю)Т

Игровое объединение – один из древнейших видов человеческих объединений. В нем взрослые и дети часто забывали о положении, возрасте друг друга, и те нормы, традиции, правила и уговоры, тот опыт, который дети накопили в таких объединениях, зачастую переносился ими и во взрослую жизнь.

Считаю нужным выделить разные типы игровых объединений (по классификации В.М. Григорьева):

1. Разовое игровое объединение (на один цикл игровой деятельности – одну развернутую игру). Часто мы видим их в игротеках или на праздниках. В этом году такие объединения – команды – были созданы на празднике Недели игры во Дворце для «путешествия» по игровым уголкам.

2. Временное игровое объединение (группа или коллектив) создается на несколько циклов игровой деятельности (смена в лагере, слет, конкурс и т.п.).

3. Постоянный игровой коллектив, который сохраняет все свои основные качества (цели, структуру, внутренние взаимосвязи) при постоянной смене поколений участников. Лучшим примером такого объединения следует назвать Клуб друзей игры – Клуб интернациональной дружбы из пос. Лесной городок Одинцовского района Московской области под руководством В.М. и Л.И.Григорьевых.

Однако, мы вынуждены констатировать, что специального обобщающего исследования игровых объединений нет. А оно необходимо, так как упускается из виду очень сильный воспитательный пласт.

Внутренние взаимосвязи, существующие в игровых объединениях, чрезвычайно разнообразны, трудно систематизируются. Нужно учесть еще и взаимосвязи внешние, определить закономерности развития игровых объединений.

Игровые объединения часто возникают на базе различных других объединений. Поэтому на них должны обратить внимание не только педагоги, психологи, но и социологи, этнографы и другие специалисты.

Другая сторона проблемы, волнующей нас,– это игровое образование. Основу его мы видим также в игровых объединениях. Прежде в народе была традиция передачи лучшего опыта из поколения в поколение, сейчас эта традиция прервана. Поэтому учить играм, учить играть и общаться в игре, учить делать игры, организовывать их и руководить ими нужно специально. Отсюда и возникла мысль об игровом образовании.

Игровое образование (развитие, обучение, воспитание) – понятие, которое вызывает споры среди ученых и в большей степени поддерживается практиками. Это свидетельствует, на наш взгляд, о том, что проблема назрела и требует теоретического осмысления.

Право детей на игру закреплено Декларацией прав ребенка (1959 г.), Международной конвенцией о правах ребенка (1990 г.), Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.), но в документах Министерства образования, Департамента образования города Москвы об игре в последние годы говорится очень мало.

Игра – один из основных видов человеческой деятельности, наряду с трудом, познанием, искусством, общением. И если всему остальному мы учим специально, то почему-то считается, что игре обучать специально не надо, дети, мол, и так сами этому научатся. С другой стороны, мы сейчас часто слышим от различных слоёв общественности, что наши дети не знают игр, не умеют играть, не умеют общаться в играх, что идет насаждение игровой антикультуры.

Задачу формирования игровой культуры подрастающего поколения призвано решать образование как общее (основное), так и дополнительное. На наш взгляд, необходимо вводить в школу предметы – «игроведение» (начальные классы) и «игровая культура» (средние классы); а в педколледж и педвуз – курс «педагогика игры». Нам нужны мастера по изготовлению и ремонту игр, нужны педагоги-организаторы игр и игровых коллективов, нужны исследователи игр, нужны игротерапевты развития детей.

В области игры необходимо вводить образование: дошкольное, начальное, среднее, дополнительное, предпрофессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, курсы повышения квалификации для педагогов. Требуется законодательное закрепление идеи игрового образования, что обусловлено необходимостью уточнения содержания ключевых для данной образовательной системы понятий: «игровое образование», «игровое обучение », «игровое воспитание», «игровое развитие». Нужно разработать стандарты качества игрового образования, учебные планы, программы учебных дисциплин по игровому образованию.

Учитывая специфику детства, мы считаем необходимым продолжить поиск методов, технологий развивающего, обучающего и воспитывающего применения игры в различных видах деятельности детей. В настоящее время отдел игры МГДД(Ю)Т работает над программой развития, цель которой развитие отдела игры как городского научно-практического координационного центра игровой культуры (развивающе-воспитательного применения игры и развития игрового образования, педагогического руководства игровой деятельностью) в системе дополнительного образования детей Москвы. В ней даются ценностные приоритеты и задачи, которые определяют направленность обучения играм, игрового воспитания и формирования игровой культуры подрастающего поколения в образовательной системе отдела игры, призванной не только транслировать ценности игровой культуры, но и создавать условия для саморазвития ребенка и педагога.

В различных объединениях отдела игры, а также других образовательных учреждений нами планируется экспериментальная отработка программ и методик игрового образования.

Используются технологии uCoz