ОПЫТ
ОРГАНИЗАЦИИ СТАЖИРОВКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПРАКТИКИ В ОБЛАСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ЦЕНТРА «ОТРАДНОЕ»
О.В.
Новохатько,
директор
Детско-юношеского центра «Отрадное»,
г. Москва
В
образовательных объединениях Детско-юношеского центра «Отрадное»
занимаются дети, родившиеся в 1984-1999 гг. Их детство и зрелость
родителей пришлись на смутное, перестроенное время, которое обусловило
многие проблемы, в том числе и проблему игровой деятельности. Сегодня
педагоги констатируют дефицит игровой культуры и у детей, и у родителей.
Поэтому в нашем Центре огромное значение придается именно этой грани
образовательной и культурно-досуговой деятельности.
«Игра
— это участие в создании условного мира, да и жизнь в нем», – так
пишет об игре в своей книге «Словарь педагогических ситуаций» доктор
педагогических наук Б.З. Вульфов. А в образовательном пространстве
Центра творчества, как нигде в другом месте, с помощью игры условный
мир можно сфантазировать и создать цветным и добрым, справедливым
и радостным. Используя графическую зависимость, выведенную доктором
педагогических наук И.И. Фришман, показывающую взаимосвязь между
временем и видом деятельности в детском объединении по отношению
к игре, возьму на себя смелость применить ее для описания деятельности
любого образовательного объединения в учреждении дополнительного
образования детей. Следует отметить, что образовательные объединения
в УДОД – это добровольные объединения, в которых игра является необходимым
и важным фактором их существования и развития.
Игра
является одним из видов деятельности человека в любом возрасте.
Образовательная программа любого детского объединения в учреждении
дополнительного образования детей обязательно учитывает возрастные
особенности детей, так как от этого напрямую зависит конечный результат
образовательного процесса. Поэтому, для полноты картины в график,
предложенный И.И. Фришман, следует добавить еще одну составляющую
– возраст детей.
Если
прямолинейно проследить изменения разных видов деятельности ребенка
в зависимости от его возраста, то можно представить следующую таблицу:
Возраст
|
Виды
деятельности
|
До
6 лет
|
Игра
|
Игра
|
Игра
|
Игра/Общение
|
6-10
лет
|
Игра
|
Игра/Учеба
|
Игра
|
Общение
|
10-14
лет
|
Игра/Труд
|
Учеба
|
Игра
|
Общение
|
14-18
лет
|
Труд
|
Учеба
|
Игра
|
Общение
|
На
основании даже такого несложного анализа можно сделать вывод, что
педагог дополнительного образования должен знать, уметь и применять
игровую деятельность в том виде и в таком смысле, чтобы она соответствовала
возрастным особенностям детей и способствовала выполнению образовательной
программы на определенном этапе.
Поэтому
в Детско-юношеском центре «Отрадное» психологическая служба и методический
совет при разработке образовательных и культурно-досуговых программ
обязательно отслеживают наличие в них игровых элементов.
Хотелось
бы привести несколько примеров из опыта работы Детско-юношеского
центра «Отрадное».
В
последние годы мы все больше сталкиваемся с шокирующей нас ситуацией,
когда молодые родители чистосердечно признаются, что не знают, как
общаться с собственными детьми, как с ними играть, во что играть.
Они приходят за помощью к нашим педагогам и психологам. Поэтому
в Школе раннего развития «Радуга» педагоги ставят задачу не только
развивать ребенка, но и скорректировать с помощью игры и игровых
ситуаций, пока еще не поздно, отношения в семье. Первые полгода
на занятиях присутствуют и участвуют совместно с детьми и их родители.
Педагог-психолог, ребенок, мама или папа вместе учатся играть, распределять
роли, говорить друг с другом на понятном языке, вместе радоваться
и огорчаться. Игротеки, которые проводятся в каникулы, закрепляют
эти умения. Педагоги всегда в курсе новых развивающих игр, о которых
тут же рассказывают родителям (а в их числе есть и воспитатели детских
садов, и учителя начальных классов), показывают, как в них играть.
Веселые
совместные праздники затягивают родителей в гущу ребячьих эмоций,
настроений, желаний, помогают сближению детей и родителей. Психологи
отслеживают развитие личности ребенка, фиксируют изменения взаимоотношений
в семье в личной карточке каждого учащегося с момента прихода в
Центр до передачи его в школу. К сожалению, передавая детей в школы,
мы нередко с досадой замечаем, какую незавидную роль отводят игре
школьные учителя — и в начальной школе, и в старших классах. Чтобы
как-то чуть изменить эту ситуацию, педагоги Центра, работающие на
базе школ и понимающие необходимость включения игры в учебно-воспитательный
процесс школы, берут на себя дополнительную функцию. Центр заключает
договор с администрацией школы, в котором обязательно присутствует
пункт о совместной подготовке и проведении крупных праздников: 19
октября (День лицеиста), Новый год, Масленица и т.д.
Подготовка
к празднику идет несколько месяцев. В работу наряду с детьми включаются
не только педагоги, но и родители: папы и мамы, бабушки и дедушки.
Такая совместная работа позволяет школьным учителям восстанавливать
утраченные умения по организации праздников, позволяет перенимать
опыт педагогов и организаторов культурно-досуговой деятельности
УДОД. Жаль, что не во всех школах сегодня этому уделяется должное
внимание. Много лет проработавшие учителя растеряли свою игровую
энергию, а вновь приходящие недооценивают роль игры в учебно-воспитательном
процессе. С этим приходится сталкиваться постоянно, наблюдая за
процессом подготовки студентов педагогических училищ, которые проходят
педагогическую практику в образовательных объединениях Центра. Ведь,
по сути, это те же, но только чуть подросшие дети, чье детство пришлось
на время, в котором постоянно ощущается дефицит игровой культуры.
Понимание
важности и значимости игры для установления более тесного контакта
между детьми и их родителями, важности подготовки педагогических
кадров, владеющих формами и методами игровой деятельности, привело
администрацию Центра «Отрадное» к убеждению о необходимости взаимодействия
с образовательными учреждениями на договорной основе с целью совместного
поиска путей решения обозначенных выше проблем. На протяжении последних
лет были заключены договора с педагогическими колледжами о совместной
работе, обеспечивающей более высокий качественный уровень обучения
студентов, апробации ими своих возможностей в разных социальных
и педагогических ролях.
Процесс обучения
строится так: каждый студент закрепляется за отдельным образовательным
объединением. Для него определяется руководитель, то есть наставник
будущего педагога, педагога-психолога, педагога-организатора. Ежедневно
сталкиваясь с учащимися в постоянно возникающих новых ситуациях,
при подготовке и проведении занятий, культурно-досуговых и выездных
мероприятий, будущий педагог приобретает уникальный практический
опыт игровой деятельности. И в то же время он, в свою очередь, обогащает
новыми знаниями своих наставников, уже состоявшихся педагогов, привнося
ту новую информацию об игровой деятельности, которую студент приобретает
в педагогическом колледже.
Это
лишь небольшие примеры того опыта, который показывает, как в Детско-юношеском
центре «Отрадное», сохраняют и пропагандируют игровую культуру,
как бережно оберегают накопленный опыт и стараются вовлечь, или
лучше сказать, вернуть в эту сферу как можно больше участников –
и взрослых, и детей. Ведь игра – это условный мир, и если мы научимся
строить условный мир, нам проще будет строить мир реальный.
И
если этот опыт будет широко внедряться в массовую практику деятельности
образовательных учреждений, если многие учреждения дополнительного
образования детей будут на договорной основе организовывать стажировку
учителей и педагогическую практику студентов, обучать игровой культуре
родителей, то я уверена — проблем в нашей стране станет значительно
меньше, а качество образования станет значительно выше.
|