содержание книги
обложка книги
 

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИГРЫ
В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

ИГРА В СОДЕРЖАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
КАК ГЛАВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
СФЕРЫ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ ДЕТЕЙ

А.Б. Фомина,

доктор педагогических наук,

зам.директора МГДД(Ю)Т

Переход российского общества к рыночным отношениям в конце XX века потребовал новых технологий работы всех социальных институтов. Процесс трансформации сложившейся социальной инфраструктуры, культуры и цивилизации обострил проблемы социальной и индивидуальной адаптации детей к быстро меняющимся условиям жизни, эволюции различных форм обучения, воспитания и развития, подготовки к жизни и социальному успеху.

В новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность учреждений дополнительного образования детей (УДОД) как основных социальных институтов сферы свободного времени детей. Разносторонняя, многоплановая и емкая в содержательном плане деятельность УДОД в сфере свободного времени охватывает социально-полезными делами значительную часть подрастающего поколения страны – свыше 30% детей (с учетом инфраструктуры дополнительного образования на базе общеобразовательных школ).

В настоящее время сеть учреждений дополнительного образования детей Министерства образования включает в себя 8617 учреждений муниципального и регионального уровня. В нее входят 10 видов учреждений: центр, дворец, дом, клуб, детская студия, станция, детский парк, школа, музей, оздоровительно-образовательный лагерь.

Эти учреждения наиболее полноценно и эффективно реализуют социально-педагогический потенциал свободного времени детей, запросы социальной практики и существенно расширяют традиционные направления, формы, технологии работы с детьми и подростками, совершенствуют содержание и спектр социально-воспитательных, культурно-досуговых, игровых и других программ.

В рамках свободного времени дети добровольно выбирают те виды деятельности, которые для них наиболее значимы и привлекательны. Задача учреждений дополнительного образования детей состоит в том, чтобы содержательное заполнение свободного времени детей имело социально-значимый характер, способствовало достижению жизненных успехов личности.

Содержательно наполненное время выполняет активно-преобразующую функцию в развитии индивида, становится важным социальным фактором формирования духовного богатства и общей культуры человека.

Свободное время тесно взаимосвязано с гуманистическим и демократическим характером социально-экономических отношений общества, и при поступательном и прогрессивном его развитии имеет тенденцию к своему абсолютному росту, а также интенсивному использованию самой личностью.

Однако в настоящее время остро проявляется необходимость совершенствования содержательного заполнения свободного времени детей, что обусловлено изменением правового статуса личности, ее избирательным отношением к содержанию свободного времени и диктуется необходимостью повышения социальной активности детей, их подготовки к новым условиям жизнедеятельности общества.

Для классификации содержания занятости свободного времени детей используется общепринятый в социально-педагогической литературе подход, когда в основу этой классификации положены виды деятельности.

Историко-педагогический и сравнительно-логический анализ практики деятельности внешкольных учреждений  позволил выделить в структуре содержания деятельности следующие ее разновидности, реализуемые в учреждениях дополнительного образования детей:

¨     образовательная (собственно учебная);

¨     культурно-досуговая;

¨     трудовая;

¨     Спортивно-рекреативная;

¨     учебно-исследовательская;

¨     игровая;

¨     информационно-коммуникативная.

Важно подчеркнуть, что в УДОД все эти виды деятельности получают специфическое наполнение, обусловленное особенностями дополнительного образования. Перечисленные виды деятельности тесно между собой взаимосвязаны и проникают друг в друга.

В структуре содержания деятельности УДОД достаточно специфическим видом является игровая деятельность.

В содержательном отношении она предполагает овладение опытом поведения социально активной личности. У некоторых детей игровая деятельность выражена достаточно ярко и зачастую занимает в структуре свободного времени значительное место.

Исследования показали, что занятия игровыми видами деятельности для разных возрастных групп детей должны носить относительно дозированный характер, т.к. в игре социальная действительность и отношения между людьми носят во многом виртуальный характер.

Занятия игровой деятельностью и ее продолжительность носят положительный характер, если временные рамки занятий игрой в свободное время и восстановление эмоционально-нравственного равновесия ребенка совпадают. При этом игровая деятельность позволяет обеспечивать воспроизводство реальности через игровые модели ситуаций, развивает фантазию, интеллект, способность к обучению.

Игра как часть общечеловеческой культуры представляет собой один из древнейших феноменов социальной практики людей. Неугасаемая с годами потребность человека в разделении с ближними «радости бытия» объединяет различные народы, поколения, превращая игру из «своей» в «общую» и создает  неповторимый единый мир. Мир без границ – мир игры.

Рассматривая игру как основу деятельности детских объединений, коллективов, целесообразно определить характеристики игровых программ, представленных разнообразными формами игровой деятельности. Эти формы демократичны, не нуждаются в длительной подготовке, просты в организации и гуманистичны в своей основе.

Игровая программа, участниками которой выступают представители детских объединений, коллективов, обладает большим потенциалом развития, поскольку:

1.      во-первых, концентрирует внимание детей на социальном значении происходящего, высвечивая социально-культурную ценность во всей общечеловеческой значимости;

2.      во-вторых, создает поле эмоционального напряжения, выражения собственного «я»;

3.      в-третьих, реальное взаимодействие ребенка в ходе игры создает условия для проявления чувства товарищества, чувства своей группы, где происходит осознание своей индивидуальности каждым участником игры;

4.      и, в четвертых, в игровой деятельности легко и незаметно для ее участника формируются способности взаимодействия с людьми и воздействия на окружающие объекты реальной действительности.

Именно поэтому, учитывая вариативно-программный подход к содержанию деятельности в сфере свободного времени, сегодня наиболее значимо выделение основополагающих принципов, при которых игра выступает важнейшим условием объединения детей и взрослых.

Эти принципы позволяют привести в соответствие требования, предъявляемые к содержанию программ детских организаций и объединений, к материалам той игровой практики, которая присутствует сегодня в их деятельности:

- принцип индивидуальной избирательности игры с учетом возрастных особенностей ребенка;

- принцип адекватности игры системе социальных отношений в обществе;

- принцип рефлексивного последействия;

- ориентация на гуманистический характер игры;

- соотношение в игре управления и самоуправления.

Таким образом, роль игровой деятельности в структуре  содержания деятельности УДОД чрезвычайно велика, так как она органично входит в общую систему деятельностного воспитания в сфере свободного времени. Она хорошо сочетается с другими видами деятельности, часто компенсируя то, что не обеспечивается ими. Обучение, культурный досуг, спорт, труд, игра взаимно проникают друг в друга и составляют содержательную сторону образа жизни детей и подростков и их творческое развитие.

Совокупность реализуемых педагогическими работниками содержательных видов деятельности, осуществляемых на основе образовательных, культурно-досуговых, оздоровительных, учебно-исследовательских, игровых и других социально-значимых программ, которые направлены на творческое развитие, социализацию и адаптацию детей к жизни в обществе характеризует содержание социально-педагогической деятельности этих учреждений. Они позволяют им проявлять себя в различных видах социально-значимой практической деятельности, которые охватывают не только традиционные сферы знаний, но и широкий спектр массовой социальной практики, отражающей современные социально-экономические потребности детей, их ценностные ориентации.

Социально-педагогическая деятельность учреждения дополнительного образования детей может включать педагогическую деятельность учреждения в целом, если она решает в масштабах конкретной территории актуальные проблемы социального воспитания детей и социальной защиты детства; массовую культурно-досуговую и рекреативно-оздоровительную работу с детьми и семьей; комплексные программы с детьми, требующими особого педагогического внимания (детьми-инвалидами, сиротами, детьми с асоциальным поведением, детьми из неблагополучных семей и пр.); образовательную деятельность в многообразии ее содержания и форм учебных и творческих занятий, если их методическая инструментовка позволяет детям приобретать новый социальный опыт, способствует их профессиональному самоопределению и создает условия для творческого труда.

Говоря о содержательных видах деятельности, отметим, что игра присутствует в каждом из них и как вид деятельности, и как форма, которая позволяет обеспечивать обучение, воспитание и развитие детей на высоком качественном уровне и охватывает практически все детские объединения и коллективы УДОД, которые функционируют в сфере свободного времени. С помощью игры  педагоги имеют реальную возможность сформировать и развить у детей навыки образовательных и эмоциональных коммуникативных связей; создать ситуацию потребности в активизированном общении через предлагаемый спектр игровых ролей и освоения  игровых правил и помочь формированию мышления; помочь понять смысл народных обрядов и традиций, расширить их эрудицию; способствовать эмоциональному раскрепощению. А самое главное – помочь почувствовать себя наследником колоссального культурного богатства своего народа и своей страны.

 

Используются технологии uCoz