содержание книги
обложка книги
 

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
И СТАЖИРОВКИ В ОБЛАСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ ЦЕНТРЕ «ОТРАДНОЕ»

О.В. Новохатько,

директор Детско-юношеского центра «Отрадное»,

 г. Москва

Сегодня педагоги констатируют дефицит игровой культуры и у детей, и у родителей. Поэтому в нашем Центре огромное значение придается именно этой грани образовательной и культурно-досуговой деятельности.

«Игра - это участие в создании условного мира, да и жизнь в нем», – так пишет об игре в своей книге «Словарь педагогических ситуаций» доктор педагогических наук Б.З. Вульфов. А в образовательном пространстве Центра творчества, как нигде в другом месте, с помощью игры условный мир можно сфантазировать и создать цветным и добрым, справедливым и радостным. Используя графическую зависимость, выведенную доктором педагогических наук И.И. Фришман, показывающую взаимосвязь между временем и видом деятельности в детском объединении по отношению к игре, возьму на себя смелость применить ее для описания деятельности любого образовательного объединения в учреждении дополнительного образования детей. Следует отметить, что образовательные объединения в УДОД – это добровольные объединения, в которых игра является необходимым и важным фактором их существования и развития.

Игра является одним из видов деятельности человека в любом возрасте. Образовательная программа любого детского объединения в учреждении дополнительного образования детей обязательно учитывает возрастные особенности детей, так как от этого напрямую зависит конечный результат образовательного процесса. Поэтому для полноты картины в график, предложенный И.И. Фришман, следует добавить еще одну составляющую – возраст детей.

Если прямолинейно проследить изменения разных видов деятельности ребенка в зависимости от его возраста, то можно представить следующую таблицу:

Возраст

Виды деятельности

До 6 лет

Игра

Игра

Игра

Игра/ Общение

6-10 лет

Игра

Игра/Учеба

Игра

Общение

10-14 лет

Игра/Труд

Учеба

Игра

Общение

14-18 лет

Труд

Учеба

Игра

Общение

На основании даже такого несложного анализа можно сделать вывод, что педагог дополнительного образования должен знать, уметь и применять игровую деятельность в том виде и в таком смысле, чтобы она соответствовала возрастным особенностям детей и способствовала выполнению образовательной программы на определенном этапе.

Поэтому в Детско-юношеском центре «Отрадное» психологическая служба и методический совет при разработке образовательных и культурно-досуговых программ обязательно отслеживают наличие в них игровых элементов.

Хотелось бы привести несколько примеров из опыта работы Детско-юношеского центра «Отрадное».

В последние годы мы все больше сталкиваемся с шокирующей нас ситуацией, когда молодые родители чистосердечно признаются, что не знают, как общаться с собственными детьми, как с ними играть, во что играть. Они приходят за помощью к нашим педагогам и психологам. Поэтому в Школе раннего развития «Радуга» педагоги ставят задачу не только развивать ребенка, но и скорректировать с помощью игры и игровых ситуаций, пока еще не поздно, отношения в семье. Первые полгода на занятиях присутствуют и участвуют совместно с детьми и их родители. Педагог-психолог, ребенок, мама или папа вместе учатся играть, распределять роли, говорить друг с другом на понятном языке, вместе радоваться и огорчаться. Игротеки, которые проводятся в каникулы, закрепляют эти умения. Педагоги всегда в курсе новых развивающих игр, о которых тут же рассказывают родителям (а в их числе есть и воспитатели детских садов, и учителя начальных классов), показывают, как в них
играть.

Веселые совместные праздники затягивают родителей в гущу ребячьих эмоций, настроений, желаний, помогают сближению детей и родителей. Психологи отслеживают развитие личности ребенка, фиксируют изменения взаимоотношений в семье в личной карточке каждого учащегося с момента прихода в Центр до передачи его в школу. К сожалению, передавая детей в школы, мы нередко с досадой замечаем, какую незавидную роль отводят игре школьные учителя  - и в начальной школе, и в старших классах. Чтобы как-то чуть изменить эту ситуацию, педагоги Центра, работающие на базе школ и понимающие необходимость включения игры в учебно-воспитательный процесс школы, берут на себя дополнительную функцию. Центр заключает договор с администрацией школы, в котором обязательно присутствует пункт о совместной подготовке и проведении крупных праздников: 19 октября (День лицеиста), Новый год, Масленица и т.д.

Подготовка к празднику идет несколько месяцев. В работу наряду с детьми включаются не только педагоги, но и родители: папы и мамы, бабушки и дедушки. Такая совместная работа позволяет школьным учителям восстанавливать утраченные умения по организации праздников, позволяет перенимать опыт педагогов и организаторов культурно-досуговой деятельности УДОД. Жаль, что не во всех школах сегодня этому уделяется должное внимание. Много лет проработавшие учителя растеряли свою игровую энергию, а вновь приходящие недооценивают роль игры в учебно-воспитательном процессе. С этим приходится сталкиваться постоянно, наблюдая за процессом подготовки студентов педагогических училищ, которые проходят педагогическую практику в образовательных объединениях Центра. Ведь, по сути, это те же, но только чуть подросшие дети, чье детство пришлось на время, в котором постоянно ощущается дефицит игровой культуры.

Понимание важности и значимости игры для установления более тесного контакта между детьми и их родителями, важности подготовки педагогических кадров, владеющих формами и методами игровой деятельности, привело администрацию Центра «Отрадное» к убеждению о необходимости взаимодействия с образовательными учреждениями на договорной основе с целью совместного поиска путей решения обозначенных выше проблем. На протяжении последних лет были заключены договора с педагогическими колледжами о совместной работе, обеспечивающей более высокий качественный уровень обучения студентов, апробации ими своих возможностей в разных социальных и педагогических ролях.

Процесс обучения строится так: каждый студент закрепляется за отдельным образовательным объединением. Для него определяется руководитель, то есть наставник будущего педагога, педагога-психолога, педагога-организатора. Ежедневно сталкиваясь с учащимися в постоянно возникающих новых ситуациях, при подготовке и проведении занятий, культурно-досуговых и выездных мероприятий, будущий педагог приобретает уникальный практический опыт игровой деятельности. И в то же время он, в свою очередь, обогащает новыми знаниями своих наставников, уже состоявшихся педагогов, привнося ту новую информацию об игровой деятельности, которую студент приобретает в педагогическом колледже.

Это лишь небольшие примеры того опыта, который показывает, как в Детско-юношеском центре «Отрадное», сохраняют и пропагандируют игровую культуру, как бережно оберегают накопленный опыт и стараются вовлечь, или лучше сказать, вернуть в эту сферу как можно больше участников – и взрослых, и детей. Ведь игра – это условный мир, и если мы научимся строить условный мир, нам проще будет строить мир реальный.

И если этот опыт будет широко внедряться в массовую практику деятельности образовательных учреждений, если многие учреждения дополнительного образования детей будут на договорной основе организовывать стажировку учителей и педагогическую практику студентов, обучать игровой культуре родителей, то я уверена - проблем в нашей стране станет значительно меньше, а качество образования станет значительно выше.

 

 

Используются технологии uCoz