содержание книги
обложка книги
 

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА и МОДЕЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА ИГРЫ

С.В.Григорьев, Н.Н.Степаненкова,

отдел игры МГДД(Ю)Т

В настоящее время актуально проектирование деятельности УДОД в сфере празднично-игровой культуры и игровой деятельности с детьми и молодежью.

Крупнейшим центром применения игры и игровых педагогических технологий в современном образовании  на протяжении ряда десятилетий является отдел игры МГДД(Ю)Т. В последние годы отдел стал инициатором ряда городских конференций и экспертных симпозиумов по проблемам игры и праздника, которые способствовали целостному осмыслению и диагностики развития празднично игровой культуры и игровых педагогических технологий в условиях современного мегаполиса. Регулярное проведение научно-практических и экспертных конференций с участием ведущих специалистов по игре, педагогов, психологов, методистов Москвы с участием многих регионов России позволяет на системном уровне отслеживать тенденции развития, психолого-педагогические проблемы и перспективы развития современной игросферы актуального мира детства пространства-времени реализации права детей на досуг и игры.

Реализация социально-педагогического потенциала отдела игры предполагает непрерывный информационный и психолого-педагогический мониторинг основных количественных и качественных показателей, отражающих его деятельность. Одним из важнейших показателей является экономический, дающий наиболее объективную картину, отражающую, а значит, диагностирующую и проектирующую развитие основных социально-педагогических функций отдела игры как специализированного на развивающе-воспитательном применении игры подразделения МГДД(Ю)Т в условиях бурных социальных изменений последних лет.

Цель информационного мониторинга – оперативная фиксация и управление социально-педагогической деятельностью отдела игры как уникальной (не только в историческом, но и в аспекте воспитательного потенциала в современных условиях) структуры Дворца, специально ориентированной на воспитательно-развивающее применение игры и игровых форм в соответствии с общими целями деятельности Дворца. Модель социально-педагогических функций отдела не является чем-то застывшим, она претерпевает динамичные изменения в соответствии с внешними факторами и внутренними условиями развития отдела как подсистемы единого учреждения системы дополнительного образования.

Обобщение опыта деятельности отдела осуществляется через ныне завоевывающий все больший авторитет метод информационного психолого-педагогического мониторинга, моделирования социально-педагогических функций, рассматриваемых в развитии, и педагогическое проектирование, без которых невозможна полноценная реализация развивающе-воспитательного потенциала. Информационный мониторинг возможен на основе учета количественных и качественных показателей, частично общих для многих подразделений, так и показателей, имеющих ярко выраженный специфический характер. Специфика продиктована факторами исторического развития отдела, сложившейся системой распределения функций и ресурсов отдела, кадрового потенциала,а также резко возрастающим в обществе интересом к игре, празднично-игровой культуре, инновационно-игровым методам обучения детей и молодежи в системе дополнительного образования и др. Выносимые нами на обсуждение материалы отражают ту проблемную ситуацию в области диагностики социально-педагогический функций структурных подразделений МГДД(Ю)Т, которые оказались актуализированными на пороге XXI века. Приоритетную роль при этом играет решение социально-педагогических задач, связанных с реализацией международно признанных ныне прав детей и молодежи на игру, досуг и творческое развитие в сфере свободного времени, закрепленных международными конвенциями, документами ООН и реализуемыми социальными институтами в условиях современной России.

Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества и его отдел игры уже на протяжении ряда десятилетий являются признанным центром и, в известном смысле, форпостом воспитательно-развивающего применения игры в современной педагогике. Присмотримся более внимательно к основным показателям, отражающим деятельность отдела с точки зрения его основных социально-педагогических функций.

 

В сфере образовательной деятельности отдела игры

Таблица 1.

 

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОМПЛЕКТОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ГРУПП ОТДЕЛА ИГРЫ

По материалам четырехлетнего мониторинга развития2

 

Учебный год

 

 

Кол-во

обуча-ющихся

 

Измен. кол-ва

 

1 год обуч.

 

Измен. кол-ва

 

2 год обуч.

 

Измен. кол-ва

 

3 год

обуч.

 

Измен. кол-ва

4 год-заверше-ние

 

726

уменьш. 104

565

уменьш.

65