содержание книги
обложка книги
 

Значение и возможности декоративно-прикладного искусства в организации игротек
в школах полного дня

 

К.А. Скворцов,

 профессор МПГУ

Игра - это деятельность ребенка. Ее основная цель - подготовка к созидательному общественно полезному труду. Игровая деятельность заложена в маленьком человеке самой природой, поэтому мы обязаны это учитывать. Во время игры ребенок не только физически и умственно развивается, но и учится понимать других, считаться с их интересами, приучаться к соблюдению определенных правил и ограничений. У ребенка во время игры вырабатываются качества, необходимые для дальнейшей взрослой жизни. По этому поводу А.С.Макаренко говорил: «... как ребенок играет, так он и будет работать».

Игры детей всегда отражают социально-экономические изменения в обществе. Можно представить, что следует ожидать в детских играх нашего нестабильного времени, когда на смену прежней жизненной концепции – создавать блага для будущего и для всех, приходит новая – брать сегодня и только себе, при этом не думая ни о других членах общества ни о последствиях для нашей Родины. Именно поэтому в последние годы в среде детей стало престижным не уметь что-то делать, а наоборот – что-то иметь.

В играх детей в последние годы проявляется тенденция не подготовить себя как достойного члена общества, а наоборот – быть потребителем за счет других. Ненормальное положение с детскими играми, к счастью стали замечать не только педагоги, эта проблема обсуждается и на страницах популярных изданий. Например, в журнале «Любимец» №2, 2001г. в статье «Что такое Покемон?», говоря об играх, В. Мартин пишет: «Там можно... убивать миллионы врагов – и все понарошку. Так к природной жестокости детей, порожденной отсутствием личностного опыта ... страданий, добавилось безразличие к ценности чужой жизни. Настоящей, не виртуальной». Одной из причин, приведших к нынешней ситуации, бесспорно можно считать недостаток в целенаправленной педагогической деятельности по организации детского досуга. Это в свою очередь произошло из-за невнимания общества к педагогическим проблемам. Что будет, когда через 10-15 лет дети со страшными, не побоимся этого слова, задатками, развитыми во время игры, станут взрослыми членами нашего государства?

Особую остроту вопросы, связанные с организацией детского игрового досуга получили в связи с переходом общеобразовательных школ на школу полного дня. Теперь школа должна будет полнее удовлетворять естественную потребность детей в игре, кроме того, школе предстоит решить еще одну очень важную задачу – научить детей в процессе игры отдыхать от учебы. В противном случае дети, даже здоровые, просто физически не смогут выдержать предполагаемых нововведений.

Из вышеизложенного становится очевидным, что в настоящее время существует серьезная социальная и педагогическая проблема: организации дидактически целесообразной игровой деятельности в реальных условиях школы полного дня. В числе верных путей решения этой проблемы – организация игротек в школах своими силами. Игры и игрушки можно изготавливать в учебных мастерских на уроках и во внеурочное время, на кружковых и факультативных занятиях. Известно, что для детей игрушки бывают наиболее привлекательными объектами труда. Поэтому не случайно еще в советское время их предлагали использовать в трудовом обучении многие ученые-педагоги: В.А.Поляков, А.К.Бешенков, Э.В.Рихвк и др.

При изготовлении игрушек школьники осваивали общетрудовые и политехнические знания и умения. С началом периода перестройки школы столкнулись с серьезными материальными трудностями: из-за низкой зарплаты ушли многие учителя-мужчины, не хватало средств на содержание мастерских в надлежащем состоянии. Школы были вынуждены самостоятельно выходить из сложившейся ситуации. Требовалось в условиях крайне скудной материальной базы поддерживать интерес школьников к труду. Выход был найден – в школах, на уроках труда стали заниматься различными видами декоративно-прикладного искусства: резьбой по дереву, бисероплетением, изготовлением декоративных цветов, вышиванием, различными видами художественной обработки бумаги и ткани, и многим другим, что не требовало приобретения материалов. Можно было обойтись теми простейшими материалами и инструментами, которые дети сами приносили из дома. К занятиям декоративно-прикладным искусством, на которых создавались руками детей красивые и полезные вещи, администрации школ и родители отнеслись не чуть не хуже, чем к прежнему чисто политехническому трудовому обучению, многие из них даже считают это направление наиболее правильным.

В 2002 году Министерством образования Российской Федерации был подго­товлен и опубликован «Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования», в котором указан обязательный минимум содержания основных образовательных программ, в том числе и «Технологии» – предмета-преемника прежнего трудового обучения. В обязательный минимум по традиции вошло приобретение обучаемыми общетрудовых и поли­технических знаний, умений, навыков в области обработки различных материалов. Кроме того, в новом государственном стандарте уделялось большое внимание развитию творческих способностей, проектной деятельности, а также решению других задач на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности, в процессе создания личностного и общественно значимых объектов труда.

Использование в школах декоративно-прикладного искусства нисколько не противоречит государственным стандартам, а, наоборот, в значительной степени поможет их реализации. Для этого следует постепенно, исходя из реальных возможностей школы, возрож­дать изучение тех или иных технологических операций по обработке различных материалов, но уже на примере изготовления эстетически значимых изделий, сочетающих в себе гармонию политехнического обучения с функциональными и красивыми предметами, отличающимися при этом, как указано в госстандарте, личностной и общественной значимостью.

Такими изделиями как раз и являются игры и игрушки. Их несложно подбирать от самых простых и доступных и далее постепенно усложнять, в соответствии с развитием материальной и методической базы учебной мастерской.

Игрушка представляет собой очень интересный раздел декоративно-прикладного искусства, сочетающий в себе внешнюю привлекательность и игровую функцию, наиболее понятную детям и их родителям. Именно это сочетание поможет интенсивно сформировать положительное общественное мнение к новому предмету «Технология», и представить его в наиболее содержательной и увлекательной форме. В результате появится надежда на то, что найдутся необходимые средства для возрождения учебных мастерских. Как известно, средства гораздо охотнее вкладывают в перспективные начинания. Хорошо организованные мастерские при разумном подходе могут стать основой организации дидактически целесообразной кружковой и игровой деятельности в школах полного дня, помогут возродить трудовую культуру и доброжелательные отношения между людьми, в процессе общественно значимой деятельности приобщить детей к искусству, открыть простор для изобретательства и фантазии.

Учителя и воспитатели, в свою очередь, от синтеза декоративно-прикладного искусства, игровой деятельности и образовательной области «Технология» получат дополнительный мощный арсенал педагогического воздействия, необходимый для достойного воспитания подрастающего поколения.

 

Используются технологии uCoz