содержание книги
обложка книги
 

Игровые технологии и современное
дополнительное образование

 

Игровые методы в космическом образовании

Е.В. Башлий,

зав. учебно-методическим кабинетом

отдела астрономии и космонавтики МГДД(Ю)Т

 

В современном школьном образовании среди таких проблем как рутинность уроков, информационная перегрузка, отчуждение учащихся от созидательного мира взрослых, усугубилась ситуация с формой досуга и интересом  некоторым областям науки и культуры.

Агрессивное поведение в общении стало нормой; культура досуга снизилась до предела, несмотря на высокий уровень технического обеспечения жизни (телевизоры, современные кинотеатры, компьютеры, дискотеки, технические и спортивные развлечения).

В массовом сознании детей престижность хороших знаний и навыков значительно снижена. Интерес в астрокосмической тематике свелся, в основном к проблемам НЛО и всякой экзотике, в которой мало кто разбирается (черные дыры, квазары, внеземные цивилизации и т.д.)

Иное дело игра. Ее ребенок выбирает сам, сообразно своим возможностям, он может обсудить успехи с друзьями (особенно, если это компьютерные многоуровневые игры), почувствовать себя частью значимой для него общности. Подчинение строгим правилам игры не воспринимается играющим как насилие, попрание личной свободы. А престижность определенных видов игр возвышает ребенка в собственных глазах, расширяет круг общения.

Человек, получающий образование, переходит на качественно новый уровень личностного роста. Хорошо образованный человек, в первую очередь, востребован обществом, полезен ему; может гибко менять образ жизни, правильно оценив ситуацию. Легкость в общении с другими людьми дается тому, кто разбирается в сути человеческих взаимоотношений, адекватно оценивает свои возможности и умеет их правильно построить.

Разнообразные виды игр воссоздают весь спектр человеческой деятельности; они не должны заменять ее, но с их помощью человек в любом возрасте может решить многие личные проблемы. А игротерапия являет собой даже симбиоз медицины и педагогики.

Дополнительное образование относится к сфере свободного времени, но не перестает быть образованием, т.е. областью развития личности. Именно в дополнительном образовании можно использовать игровые технологии более широко, чем допускает система базового образования. Радость от познания, от приобретения новых навыков и умений, полученная в игре, может быть перенесена на школьные занятия, в реальную жизнь.

Описание игровых методик, используемых в образовательном
 процессе в отделе астрономии и космонавтики МГДДЮТ

С появлением в отделе астрономии и космонавтики малышей (особенно в последнее десятилетие) расширился набор приемов, где используются различные игровые методики. Но даже, если в программах для младшего возраста упоминаются некоторые игры, конкурсы, викторины, праздники, самого описания этих игр, праздников нет.

У педагогов отдела богатый опыт общения с детьми; многие из них так дают самый сложный материал, что это не только не отпугивает ребят, но и вызывает желание соревноваться, участвовать в олимпиадах и конкурсах, заниматься исследовательской работой. Талант нельзя вписать в учебник и превратить в учебную дисциплину. Но очень многие педагогические приемы сами по себе представляют такие способы, которые можно описать, повторить, сделать доступными для других. Что-то, может быть, будет считаться активными или игровыми методами.

Даже традиционные формы обучения (лекции, семинары, практические занятия) могут даваться в проблемном ключе и закрепляться такими вопросами и заданиями, которые надолго удержат интерес к изучаемому предмету. А конкурсы, викторины, различные соревнования, праздники позволяют долго держать в напряжении ребят, так как к ним надо готовиться и побеждать.

В последние годы некоторые педагоги отдела астрономии и космонавтики активно используют опыт отдела игры Дворца: приглашают его сотрудников для организации тематических праздников или отдают детей своего отдела в лагерь игрового актива, где ребята приобретают особый опыт проведения игр. Полученные навыки организации досуга используются учащимися во время экспедиций на наблюдательную базу или в дальних выездах. Летом 2004 года в гости к астрономам на загородную базу под Звенигородом пришли участники лагеря игрового актива. Сначала была интересная экскурсия на телескопы, а потом у костра ребята знакомились, пели песни, играли. Обе стороны остались довольны встречей.

Викторины

Разработано множество викторин по астрономической и космической тематике. Вопросы ориентированы на разный возраст. Тематика менялась сообразно развитию науки и интересам учащихся. Многие вопросы и задания использовались раньше и используются теперь в игровых уголках отдела, от некоторых заданий пришлось отказаться из-за общего снижения уровня знаний ребят.

Вот, к примеру, вопросы, которые были актуальны лет 20-30 назад, а теперь на них ответы от детей, пришедших на массовые праздники, не ждем.

1.      Какая планета известна под именем «утренней» или «вечерней» звезды? (Венера).

2.      В каком созвездии находится Полярная звезда? (в Малой Медведице).

3.      Назовите самую яркую звезду ночного неба, в каком созвездии она находится? (Сириус в Большом Псе).

4.      Как звали второго космонавта СССР? (Герман Степанович Титов).

5.      Какое первое живое существо запустили в космос и как его звали? (собака Лайка; собаки Белка и Стрелка; кот Феликс).

Следует обратить внимание, что многие задания, разработанные педагогами отдела, использовались в астрономических олимпиадах, например, в сборнике задач для олимпиад В.Г.Сурдин выражает особую благодарность некоторым сотрудникам отдела астрономии и космонавтики за их неоценимый опыт: Н.В. Козловой, Б.Г.Пшеничнеру, В.В.Чичмарю, В.А.Ромейко.

Современные разработки в виде сборников вопросов по астрономии и космонавтики пользуются большим спросом среди педагогов школ и УДОД. Методические материалы «Урок Гагарина» существенно переработаны, к ним в качестве приложения даются дискеты с фотографиями Ю.А.Гагарина и интересные вопросы по материалам. На встречах с учеными («Космические чтения») проводятся викторины с призами по соответствующей тематике, в которых охотно участвуют дети и даже родители.

Игровые программы и уголки

Главной целью игрового уголка отдела астрономии и космонавтики является пробуждение у детей, приходящих на праздники, интереса к астрономической и космической тематике. Особенно это важно в последнее время, из-за изменения социально-экономических условий в стране. Посещая красиво оформленный игровой уголок, ребята разных возрастов должны найти для себя занимательные игры, развивающие познавательный интерес, воображение, память, мышление и т.д. Возможно, некоторые из них захотят заниматься в учебных группах отдела.

Игровой уголок следует рассматривать как часть образовательного процесса, с одной стороны, предваряющий его, т.е. вводящий в новую малоизвестную область человеческих знаний, а, с другой стороны, являющийся продолжением образовательного процесса, т.к. игра является одной из форм человеческой деятельности.

В разные годы были разработаны различные игровые модули: к 40-летию полета Гагарина на Неделе детской книги использовались задания, разработанные сотрудниками нашего отдела для трех возрастных групп, по произведениям писателей-фантастов или по материалам сказок; в 2003 году для Недели игры  и игрушки был сделан модуль «Команда на Марс», так как только в августе было величайшее противостояние Марса.

Праздники

Праздники в отделе проводились всегда. Сначала сценарий повторял «взрослый» – День Осеннего равноденствия, проводимого в ГАИШе (Государственный астрономический институт им. Штернберга). Тем более, что в его организации участвовали студенты и аспиранты ГАИШа, которые вели кружки в отделе. Вскоре День Весеннего равноденствия (ДВР) стал визитной карточкой астрономов отдела. Ко Дню Весеннего Равноденствия проводился конкурс на лучший фантастический рассказ и космический рисунок, готовился сценарий праздника, выпускалась газета «Козерак». Все группы активно участвовали в подготовке и проведении праздника.

 КВН, «Совет богов», «Капустник» - первые формы проведения ДВР. А с появлением 10 лет назад лаборатории «Тайны Вселенной», где занимаются малыши, появились сценки из жизни древних цивилизаций, соревнования инопланетных команд, веселые старты.

 Последние годы вслед за отделом игр, возродившем Рождество на Воробьевых годах, сотрудники лаборатории «Тайны Вселенной» попробовали проводить День Зимнего солнцестояния. Ребята разыгрывали сценки по мифам Древнего мира, связанным с названиями созвездий.

 Позже вместе с сотрудниками отдела игры стали использовать элементы этнопедагогики, в первую очередь, народные игры. Дети и родители с удовольствием участвовали в таких праздниках. Следующим этапом было перенесение аналогичных сценариев на праздники для старшего возраста. Народные игры принимаются прекрасно всеми возрастами. Для самых старших ребят Корочун стал любимым праздником. Игры проводились с участием этнологического клуба «Белый камень». Количество участников ночного праздника доходило до 150 человек. Астрономическая часть присутствовала обязательно, тем более гости с удовольствием слушали лекции в планетарии, наблюдали небесные объекты. Принимали участие в дискуссиях о календаре и солнечно-земных связях.

В декабре 2002 г. отделом проведен праздник Зимнего солнцестояния (Корочун) для трех возрастов: младшего, среднего и старшего школьного возраста. Программы праздников составляются с учетом возрастных особенностей ребят, и поэтому существенно отличаются друг от друга. Однако, основная цель этих праздников едина: знакомство с астрономическими аспектами календаря и приобщение к празднично-игровой культуре. Подразумевается обязательное участие всех присутствующих (в том числе и их родителей). Все праздники проводятся в три этапа: в планетарии, фойе Театрального зала и на улице. По возможности ведется фото и видеосъемка.

В первой части (в планетарии) проводится беседа о календаре, ребята совершают прогулку по звездному небу, отвечают на вопросы викторины.

Вторая часть (фойе Театрального зала) посвящена подвижным играм, которые можно проводить в помещении. Вначале ребятам объясняют особенность зимних народных игр, знакомят с правилами. Затем проводятся сами игры.

В случае хорошей погоды проводится наблюдение звездного неба и наиболее интересных астрономических объектов.

После короткого отдыха проводится третий этап на улице. К зимним забавам относится не только катание с горок, игра в снежки, но игры у костра. Ребят учат обращаться с костром, объясняют правила поведения у костра, технику безопасности при использовании пиротехнических средств, что крайне важно в наше время при повальном и бесконтрольном увлечении новогодними фейерверками. В завершение праздника ребята и их родители пьют чай, подводят итоги праздника, приводят в порядок одежду, убирают помещение.

Следует отметить педагогическое, воспитательное значение таких тематических праздников:

1. В игровой форме охотнее и легче закрепляют учебный материал.

2. Совместная деятельность детей и их родителей способствует формированию сплоченного коллектива, помогает ребятам налаживать дружеские контакты с ровесниками и взрослыми.

3. Повышается культура досуга, так как многие игры могут использоваться на переменках в школе и в перерывах между занятиями.

4. Развивается интерес к народной культуре, традициям.

Компьютерные программы

Компьютерные программы по астрономической и космической тематике используются в образовательном процессе около 10 лет. Уровень сложности и технического исполнения программ непрерывно растет, мультимедийные энциклопедии и электронные астрономические календари позволяют решать учебные задачи широкого диапазона. Работа с астрономическими и космическими сайтами в Интернете тоже чрезвычайно привлекательна для ребят. Опираясь на такие технические средства обучения, можно привлекать большее число детей. Но удержать их интерес к нашей тематике, можно только давая проблемные задания, ставя перспективные цели.

Список некоторых методических пособий и дидактических материалов

6.      Викторина юных астрономов и космонавтов. Рекомендации учителю, вожатому. – М., МГДПиШ, 1970 г.

7.      Вопросы по космонавтике. Сборник вопросов и заданий для игрового уголка «Космические путешествия». Составитель Башлий Е.В. – М., 2002.

8.      Пособие “Развивающая астрономия” для младшего школьного возраста. Башлий Е.В. – М., 1993-2004.

9.      Описание методических и дидактических разработок. Приложение к авторской программе «Развивающая астрономия» Башлий Е.В. – М., 1993-2004.

10.    Занимательная астрономия, выпуск 2. Кочерян А.А. – М., 1991-2002.

11.    Раздаточный дидактический материал для мл.возраста. Кочерян А.А. - М., 1991-2004.

12.    Планета Земля. Черная И.М. – М., 1999.

13.    Раздаточный материал "Солнце и его семья". Николаева И.Е. – М.,1996.

14.    ОРБИТС ("ORBITS") (Тексты, инструкции и комментарии к компьютерной обучающей программе). Пшеничнер Б.Г. – М.,1998.

15.    Игра "Полет во Вселенной". Краснова Н.В. – М.,1995.

16.    Викторина юных астрономов. Козлова Н.В. – М., 2003.

17.    Карты созвездий. Козлова Н.В. – М., 1984.

18.    Сценарии праздников. Башлий Е.В., Кочерян А.А.

Используются технологии uCoz