содержание книги
обложка книги
 

ВОЗМОЖНОСТИ ИГРОВОЙ МЕТОДИКИ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
 «ОДНАЖДЫ НА ЗВЕЗДОЛЕТЕ»

А.В. Колосков,

кандидат педагогических наук,

 магистр экологии и природопользования,

член-корреспондент Международной Академии Наук

о Природе и Обществе, зав. кабинетом

отдела экологического образования МГДД(Ю)Т

 

В отделе экологического образования разрабатывается целый спектр игровых методик, и в частности – игровой экологический комплекс «Живому – жить!» [1] . В нем собрана целая сокровищница игровых разработок педагогов отдела. Игра «Однажды на звездолёте...» [2] является частью результата работы отдела в области интерактивных методов обучения.

Необычная (игровая) ситуация создаёт подходящие условия для преобразования обучения в увлекательный процесс. В ходе игры учащиеся «переносятся» в XXII век, и им объявляется, что произошла экологическая катастрофа. ООН принимает решение о срочном переселении человечества на другую планету. Учащиеся приглашаются принять участие в конкурсе-отборе членов экспедиционного экипажа для разведки новой планеты. Для победы в конкурсе им необходимо стать специалистом в области какой-либо экологической проблемы и представить свою работу в подтверждение своей квалификации. Такие игровые условия способствуют повышению мотивации учащихся, их познавательной активности и активизации творческого самовыражения.

Постановка воображаемой, но привлекательной игровой цели способствует более эффективному решению реальных образовательных и воспитательных задач. Для того чтобы построить космический корабль и полететь, учащимся необходимо изучить основы астрономии, а также компоненты экологической системы жизнеобеспечения Земли и её искусственных аналогов. Учащиеся с гораздо большим интересом изучают эти вопросы для достижения игровой цели, чем просто для получения знаний. Они не просто вовлекаются в учебную деятельность, они живут ею в условиях игры.

Игра позволяет «пощупать» собственными руками то, что без игры остаётся практически недосягаемым или недопонятым. На примере игрового эпизода «Планетарий под столом» можно увидеть, как для учащихся достаточно абстрактные знания по теме «Расположение звёзд на ночном небе» становятся прочувствованными, осязаемыми руками, постигнутыми на собственном опыте. Это очень важно для развития не интеллектуально “накачанного” индивидуума, а целостной личности.

Игра – живительный источник чувств, который эмоционально наполняет любой, даже самый сухой учебный материал. Переживания, которые испытывают участники игры, видя сделанное их собственными руками светящееся «звёздное небо», сочувствие, которое они испытывают, получая новости о проблемах рядового экипажа звездолёта, и желание оказать помощь – вот то, что есть у игры, и чего не хватает обычному процессу обучения астрономическим и экофизиологическим знаниям. Игровые методики – не застывшая форма творчества. После консультации с сотрудниками отдела астрономии и космонавтики в содержание игры «Однажды на звездолете» были внесены изменения, которые сделали ее в большей степени соответствующей современным научным данным.

Грамотно разработанная и тщательно организованная игра захватывает ребёнка, ему хочется сделать ещё больше и от души. Игра предоставляет учащимся возможность обрести своего рода «крылья», позволяющие им с большей лёгкостью и удовольствием преодолеть трудности процесса обучения. Хотя, безусловно, нельзя допустить, чтобы эти преимущества игры стали недостатками для проходящего через неё обучения. Но это уже зависит от квалификации и опыта педагога.

Безусловно, у игры как формы обучения и воспитания есть и другие положительные стороны, но в данном докладе охватить все их не представляется возможным. Но уже вышесказанного достаточно, чтобы высоко оценить важность игровых форм работы для процесса обучения.



[1] «Живому – жить!»: Образовательно-воспитательная экологическая игра. – М.: МГДД(Ю)Т, 2004.

[2] См. Колосков А.В. Космическая эколого-физиологическая игра «Однажды на звездолете». – М., 2002.

Используются технологии uCoz