содержание книги
обложка книги
 

Игровые технологии и игротерапия развития в оздоровительной и образовательной деятельности

 

ВОЗМОЖНОСТИ ИГРЫ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
 И СОЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Н.А. Жаворонкина,

руководитель Центра социальной адаптации

и коррекционной педагогики,

С.В. Коноваленко,

 психолог ,

Российский реабилитационный центр “Детство”

Основные формы работы специалистов психолого-педагогической службы (диагностическая, коррекционная, методическая и практическая работа с детьми) направлены на предупреждение, раннее выявление и преодоление различных нарушений психической деятельности, влияющих на уровень социально-бытовой адаптированности ребенка и оказывающих существенное влияние на становление его личности, уровень его интеграции в игровую и познавательную деятельность здоровых сверстников, и, в конечном итоге, на возможность будущей интеграции в общество.

Игра способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей. Соответственно, для успешной организации игровой деятельности необходимо предварительно ознакомиться с возможностями детей (в том числе и коммуникативными, и познавательными).

Говоря о значении игры в жизни ребенка, нельзя не сказать об использовании игр с целью диагностики и терапии.

Наблюдая за ребенком в процессе игры, мы можем оценить умение ребенка сотрудничать, сопереживать, его психо-эмоциональное состояние, уровень развития познавательных процессов и т. д. Игровое поведение детей символизирует неосознанные желания страхи, предчувствия, удовольствия. Наблюдая за игрой, мы можем оценить уровень развития произвольности поведения, способность удерживать в памяти правила игры и следовать им, способность к принятию самостоятельного решения, умение действовать целенаправленно и сохранять сосредоточенность довольно длительное время.

Игра, должным образом построенная, помогает скорректировать поведенческие нарушения, гасить конфликты, преодолевать трудности общения. Обращая внимание на предпочтительные роли, можно определить, ведомым или ведущим чаще всего желает выступить ребенок. Образцы для игры – формы серьезной деятельности взрослых. В игре формируется воображение, совершенствуются психические процессы, развивается речь, общая координация движений, пространственная ориентация, тонкая моторика и т.д. Подводя итог вышесказанному, мы можем сделать заключение, каково же значение игры в жизни ребенка. Чему способствуют каждодневные игры детей? Это:

·  развитие мотивационно-потребностной сферы;

·  преодоление «познавательного эгоцентризма» децентрация (преодоление господства в мышлении ребенка непосредственной позиции и невозможности признать существование других точек зрения);

·  игровые действия приобретают характер умственный действий;

·  развитие произвольности поведения и целенаправленности деятельности;

·  совершенствование способности к самоконтролю;

·  развитие восприятия, памяти, внимания, мышления и речи;

·  развитие способности к обучению;

·  совершенствование способности дифференцировать свои эмоции и чувства и управлять ими произвольно.

Реализовать коррекционно-развивающий потенциал игры можно только в системном процессе психо-педагогической и социальной коррекции, осуществляемой в Российском реабилитационном центре «Детство». Здесь разработан целый ряд специальных игровых методик, направленных на оптимальное применение игровых технологий и развивающих детских наборов игр в комплексной реабилитации детей [1] .

Коррекция нарушений и социальная адаптация детей-инвалидов предполагает длительную совместную работу специалистов различного профиля. В связи с чем, на первый план выходит необходимость стандартизации подходов к психолого-педагогической реабилитации детей с особенностями развития и интеграции деятельности специалистов различного профиля как на этапе диагностики, так и на протяжении всего коррекционного процесса.

Для этого требуется составление индивидуальных коррекционных программ, непременно учитывающих как биологические факторы, определяющие компенсаторные возможности аномальных детей, так и:

-  характер нарушений, обуславливающий основные изменения, наблюдаемые в картине развития ребенка;

- выраженность нарушений, обуславливающая их интенсивность и влияющая на их курабельность;

- время приобретения нарушений, существенным образом определяющее весь дальнейший путь развития ребенка, его реабилитационный потенциал;

- состояние здоровья ребенка на текущий момент и прогноз его возможного изменения.

Таким образом, результаты углубленного комплексного обследования дают реальную возможность определить потребность в психолого-педагогической реабилитации, выделить ее конкретные цели и задачи, прогнозировать ее результативность, а также избирательную направленность.

Психологическая коррекция является одним из самых важных звеньев в системе психологической помощи детям с различными нарушениями физического и психологического развития. В литературе достаточно хорошо описаны многие психокоррекционные методики, игры, эмоционально-волевые тренинги [2] .

Но при всем многообразии имеющихся методик и технологий подчас не учитывается самое главное – субъект психолого-педагогического воздействия. В результате бездумного использования психологических приемов они могут оказывать негативное влияние на психическое состояние ребенка, а в некоторых случаях и спровоцировать нервно-психологическое расстройство.

Коррекция психологического развития – это один из вариантов психолого-педагогической помощи аномальным детям. Это означает совокупность медицинского, психологического и педагогического воздействия, направленного на устранение имеющихся недостатков, отклонений в когнитивном развитии у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Именно поэтому в центре социальной адаптации коррекционной педагогики психолого-педагогическая коррекция нарушений у детей осуществляется в постоянном и тесном взаимодействии специалистов различного профиля и проводится в следующей последовательности:

-         психологическая диагностика интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы;

-         разработка рекомендаций для педагогов, специалистов медиков, родителей;

-         психолого-педагогическая коррекция нарушений, выявленных при диагностике;

-         психотерапевтическая работа с родителями аномального ребенка.

Программы коррекции и развития включают психологическую и педагогическую части. Психологическая часть развития и коррекции планируется и осуществляется психологами. Педагогическая часть составляется на основе рекомендаций психолога совместно с педагогом и выполняется с помощью и при постоянном его участии.

Следует специально подробно рассмотреть, что подразумевается под емким определением педагог. В нашем Центре, это, прежде всего, человек, который любит детей. Это – логопед, олигофренопедагог, учитель базисного компонента, педагог дополнительного образования, мастер производственного обучения, и, наконец, воспитатель.

Перед школьным учителем стоят специальные коррекционные задачи, в значительной степени определяющие содержание обучения и его темп. Педагог дополнительного образования непременно должен содействовать расширению реабилитационного потенциала возможностей личности ребенка-инвалида, наряду с расширением его кругозора, развитием умений и знаний (в определенной области ИЗО, технического творчества, швейного дела и др.), вовлечением в коллективную деятельность, основанную на общем интересе, а также решать многие лечебные задачи (например развитие и коррекция мелкой моторики и другие). Мастеру производственного обучения отводится важная роль в трудовой и допрофессиональной подготовке. Современный воспитатель не только формирует навыки самообслуживания в процессе выполнения режимных моментов, организует деятельность детей вне занятий и медицинских процедур, вовлекает ребенка в игру, дающую возможность овладеть конкретными умениями, навыками, усвоить отношение к деятельности партнеров по игре, но и делает все, чтобы скомпенсировать негативы современной общественной жизни, путем создания как в детских, так и во взрослых коллективах отношений, стимулирующих доброжелательность, сопереживание, сопричастность к совместному творческому созиданию.

Подбор специалистов, многообразие форм и методов работы связаны с тем, что комплексная реабилитация детей – это система медицинских и психолого-педагогических мероприятий, спланированных с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка-инвалида, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию имеющихся у него на текущий момент и прогнозируемых на будущее ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности.

Основные усилия психолого-педагогической работы направлены на предупреждение, раннее выявление и преодоление различных нарушений психической деятельности, снижающих уровень социально-бытовой адаптации ребенка и оказывающих существенное влияние на становление его личности, на уровень его соответствия игровой и познавательной деятельности здоровых сверстников и, в конечном итоге, на возможность будущей интеграции в общество.

Исходя из этого, цель психолого-педагогической службы – это создание индивидуального плана реабилитации и поэтапная реализация психолого-педагогической составляющей. Очевидно, раннее начало психолого-педагогической коррекционной работы способствует максимальному использованию компенсаторных возможностей детского организма: «пластичности» мозга, чувствительности к стимуляции психического и речевого развития, способности к компенсации нарушенных функций.

При диагностике и коррекции интеллектуального, речевого и социально-личностного развития у детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, специалистами применяются как стандартные методики, так и специально разработанные методы коррекции.

Результаты углубленного комплексного обследования дают реальную возможность определить потребность в психолого-педагогической коррекции, выделить ее конкретные цели  и задачи, прогнозировать ее результативность, а также избирательную направленность.

Кроме того, результаты обследования ребенка и коллегиальное обсуждение комплексного плана предстоящего цикла индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида существенно влияют на такие составляющие этого плана как:

1. Выбор коррекционных методик.

2. Индивидуальный подбор времени проведения коррекционных занятий, их продолжительности и формы проведения.

3. Необходимость проведения комплексных коррекционных мероприятий.

И здесь очень ценны как психолого-педагогические умения, так и личностные отношения специалистов учреждения, составляющие окружение ребенка, его микросоциум.

Следовательно, задача психолого-педагогической службы – скорегировать обстановку в учреждении, работающем с детьми таким образом, чтобы каждый сотрудник, независимо от того, чем он занимается (лечит, учит, представляет инженерную или техническую службу), приходя на работу, ощущал себя участником единого реабилитационного процесса.



[1] Детский развивающий набор. / Под ред. Е.Т.Лильина. – М., 2004. – 20 с.

[2] Современные технологии реабилитации в педиатрии. / Под ред. Е.Т. Лильина. – Т.1. – М., 2002. – Т.2. – М., 2003.

Используются технологии uCoz