содержание книги
обложка книги
 

Анализ вариативных форм реализации

авторской программы «Игротерапия развития»

Т.В. Смирнова,

педагог-психолог

 

С начала реализации авторской программы «Игротерапия развития» (утвержденной в таком статусе в 2000 году) сложился и был первично обобщен опыт ее апробации на разных экспериментальных площадках г.Москвы, что позволяет не только делать вполне обоснованные выводы о ее эффективности, а и прогнозировать расширение выбранного нами концептуального направления в своеобразную «Школу игротерапии развития». Интерес педагогов и психологов-практиков, востребованность лекций, тренингов и мастер-классов по программе выявил необходимость систематизации, обобщения и методологической обработки накопленного опыта. В настоящее время программа реализуется на нескольких базах и не только ее автором, и развивается вокруг двух основных напрАвлений: диагностической и результирующей составляющих игротерапевтической деятельности.

На протяжении двух с половиной лет в рамках осуществления завершаемого сейчас формирующего психолого-педагогического эксперимента наше внимание концентрировалось на проблемах комплексной диагностики детского развития и отработки значимых и понятных всем субъектам, участвующим в реализации программы (игротерапевтам, педагогам-психологам, сотрудникам медико-психолого-социальных центров, с одной стороны, а так же родителям и другим значимым взрослым, отчасти, в соответствии с возрастом и развитием, даже самим детям) результирующих показателей, характеризующих продуктивность игротерапевтической деятельности в конкретных условиях. Главным направлением в общей логике субъектно-ориентированной игротерапии развития является поиск путей оптимизации и гармонизации диагностирующих и результирующих показателей в рамках нашей авторской оздоровительно-образовательной программы.

Конкретная реализация данного подхода осуществлялась постепенно и последовательно, в несколько этапов и на разных экспериментальных площадках.

1 этап: С 1993 года (4 курс, дневного отделения, факультета дошкольной педагогики и психологии Московского Государственного Открытого педагогического университета) осуществлено первое практическое применение приемов и методов будущей программы при исследовании темы «Нарушения игровой деятельности детей подготовительной к школе группы, не имеющих нарушений в психо-физическом развитии» (руководитель: преподаватель кафедры психологии МГОПУ Мартьянова Г.Ю.) на базе детского-сада-школы АО Мостелефонстрой «Сказка», что и стало отправной точкой всей дальнейшей исследовательской и практической работы в направлении игровой диагностики и коррекции развития детей дошкольного возраста.

2 этап: Разрабатывается и создается (начиная с 1993 года) специальная Игротека, как кабинет-лаборатория психолога, осуществляющего диагностическую, коррекционную и профилактическую работу с детьми данного образовательного учреждения в русле концепции игротерапии развития [1] на базе детского сада - школы №1 «Сказка» АО Мостелефонстрой (директор Склярова Л.В) при поддержке отдела игры МГДД(Ю)Т. Она активно функционирует до 1996 г и позволяет собрать обширный диагностический материал и апробировать большое количество известных на то время игровых и околоигровых технологий, превратив их в своеобразный «инструментальный ящик» психолога-игротерапевта, легко трансформирующийся и видоизменяющийся в соответствии с условиями и ставящимися задачами. Возникает вопрос о расширении «сферы применения» накопленного багажа и возможностей использования наработанных технологий направленной игротерапии развития как на других базах, так и среди других возрастных групп. В частности, вопрос о возможности передачи накопленного опыта родителям, педагогам и другим психологам-практикам. С этой целью разрабатывается и апробируется цикл практических и семинарских занятий для педагогов данного детского сада-школы в целях повышения квалификации сотрудников. Впоследствии он ляжет в основу специального курса для родителей в рамках программы «Игротерапия развития». В дальнейшем он фрагментарно использовался:

 - в индивидуальных и коррекционных занятиях с родителями детей учебных групп в МГДД(Ю)Т,

 - на практических занятиях для психологов детских садов и школ г.Мытищи в рамках работы методобъединения при Центре Психолого-педагогической реабилитации и психического развития детей и подростков (директор Юшкова С.Л.)

 - на семинарских занятиях в Школе родительского опыта «Рождество» г.Москвы – лег в основу специального курса «Домашняя игротека в диагностике и коррекции развития ребенка», включающего цикл из 12 трехчасовых семинарских занятий.

 - в мастер-классах для педагогов дополнительного образования в рамках ежемесячных методических объединений педагогов Западного АО (на базе ДК «Зодчие» 8 ежемесячных встреч в 2003-2004 годах).

3 этап  С переходом на постоянную работу в Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества, начинается совершенно новый виток исследования. Начинается поиск путей совмещения накопленного опыта и реальных возможностей уже существующей на базе Дворца игротеки и с учетом специфики учреждения дополнительного образования. Прежде всего, встал вопрос о составлении программы, позволяющей реализовать задачи игротерапии развития в условиях учебной группы дополнительного образования, что по форме и характеру работы принципиально отличается от традиционной деятельности практического психолога.

Программа «Игротерапия развития»: ее специфика и потенциал

Основу развиваемого в программе подхода к игротерапии развития составляет уровневый подход к изучению игры и реализации ее развивающего и воспитательного потенциала (С.В.Григорьев, 1991г.). Субъектно-ориентированная игропрактика [2] реализуется в нашей программе на следующих основных уровнях:

-         развитие в игре психических процессов и отдельных свойств (уровень психических процессов);

-         игра как целостная деятельность (уровень деятельности);

-         игра с точки зрения возможности развития личности и ее важнейших характеристик (личностный уровень);

-         использование игры для развития социально-психологических особенностей и качеств личности (социально-психологический уровень).

Многоуровневый подход, реализуемый в рамках субъектно-ориентированной игротерапии развития, позволяет избирательно, т.е. в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, использовать лучшие достижения современной практической игротерапии.

Конечной целью работы, проводимой в соответствии с данной программой, является оптимизация личностного (психического) развития старших дошкольников в свете подготовки их к школьному обучению. Формы и методы ориентированы на максимальный учет индивидуальных особенностей каждого ребенка и особенностей его семьи.

Основными результатами работы можно считать:

1.     Получение достаточно объективной и развернутой картины развития каждого члена учебной группы, подтвержденное результатами тестового исследования.

2.     Овладение детьми элементами саморегуляции: произвольной мышечной релаксации, расслабляющего дыхания, приемов внутренней концентрации и произвольного мышечного напряжения.

3.     Овладение элементами арттренинга и через него отражения позой, жестом и мимикой своего внутреннего состояния. Проигрывание различных травмирующих ситуаций и через это снижение, ослабление некоторых невротических состояний: тревожности, гиперактивности и др.

4.     Овладение навыками сознательного выбора и проигрывания различных стратегий поведения, через это изменение привычных поведенческих реакций, снижение конфликтности в общении.

5.     Увеличение у большинства членов учебной группы объема и произвольности таких психических процессов, как внимание и память, развитие элементов логического мышления, развитие воображения.

6.     Знакомство детей с разными видами игр и формирование навыка правильного игрового (и ролевого) поведения.

7.     Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации детей, приобретение ими навыков самостоятельного использования игровых упражнений по направлениям: «Игровой массаж лица», «Пальчиковая гимнастика» и «Веселая зарядка».

8.     Овладение элементами конструирования из бумаги, приобретение навыков самостоятельного изготовления простейших игрушек и игровых атрибутов из листа бумаги с помощью ножниц, карандашей и клея, а также использования их в самостоятельной игровой деятельности.

9.     Освоение элементов учебной деятельности, подготовка к принятию некоторых школьных требований и норм поведения.

Уровень овладения программой – выделяем всего три уровня, опираясь на соответствие прогнозируемому результату и вектору развития, составляемого индивидуально для каждого участника программы:

v    высокий,

v    средний,

v    низкий,

v    особые случаи.

Проблема эффективности программы состоит еще и в том, что необходимо фиксировать дополнительно еще и чисто субъективные, а не содержательные критерии продвижения а именно:

¨     удовлетворенность детей,

¨     уровень продвижения по отношению к первоначальному состоянию,

¨     самооценку ребенка,

¨     оценку значимыми взрослыми,

¨     экспертную оценку, включая самооценку руководителя.

4 этап: Попытка выяснить, насколько данный подход и программа в целом узко ориентирована на своего руководителя, иными словами, может ли она быть успешно реализована другим руководителем или же целиком создана «под автора». На наш взгляд, программа и подход успешно действуют только тогда, когда имеют сторонников и последователей. Психологи практики, студенты – люди со своими индивидуальными особенностями, профессиональным «почерком», семейным положением и условиями основной деятельности – заинтересуются ли они данным подходом? Захотят ли и смогут ли работать по программе? Каковы наиболее эффективные приемы их подготовки? Вот вопросы следующего этапа нашего исследования. В его рамках с 2000 года в рамках программы были проведены мероприятия по 4 основным направлениям:

1.     Группы, существующие на базе МГДД(Ю)Т, стали «открытыми» для педагогов и психологов, желающих ознакомиться с программой «вживую», путем посещения не открытых демонстрационных занятий, а «рабочей» жизни группы. За этот период различное число раз занятия с этой целью посетило 20 человек. Из них: студентов – 4 человека, профессиональных психологов - 10, педагогов дополнительного образования – 3, психотерапевтов – 1, медиков (психоневрологов) – 1, логопедов – 1. В основном, жители Москвы и Московской области, но 2 иногородних (из них педагог из Молдовы). Это направление – разового включенного наблюдения – является самым эффективным для первичного ознакомления с основными приемами и концептуальными особенностями программы и необходимым условием знакомства с нею.

2.     На базе групп МГДД(Ю)Т проходили стажировку на добровольной основе (не по направлению своего учреждения, а по личному желанию) 5 человек. Из них: 1 применяет отдельные приемы в воспитании собственного ребенка (Третьякова А.В.) , трое используют полученные навыки в своей работе психологов-консультантов и педагога-психолога, а Хотеева Е.Ю самостоятельно ведет группы «Игротерапия развития» на базе ЦППР и одного из детских садов г. Мытищи. Это направление – «включенной стажировки» – представляется нам самым эффективным для овладения программой с целью ее последующей самостоятельной реализации.

3.     Проведено 5 тренинговых встреч разной продолжительности с группами переменного состава. Точных статистических данных о использовании слушателями приемов и подходов программы в своей работе у нас нет, но есть положительные отзывы о высокой эффективности самих тренингов и заказы на их продолжение. Из 20 педагогов дополнительного образования и педагогов-психологов – слушателей 8-часового (по 1 часу примерно 1 раз в месяц) цикла встреч при методобъединении Западного округа - 15 указали в анкетах, что используют отдельные игры, этюды и методические приемы в своей работе и ссылаются на их ценность. Таким образом, выделилось 3 направление – мастер-классов для специалистов, которое на сегодняшний день самое эффективное с точки зрения популяризации игротерапии развития – как эффективного направления работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

4.     Расширение возрастной границы адресности программы. Явочным путем выявилась тенденция к записи в группы детей с 4 лет и стремление продолжать работу по завершении курса. С 2000 года 6 детей проходили курс продленно (2 года посещая группу 2 года занятий). Благодаря высокой степени индивидуализации и опоре на субъектно-ориентированный подход данная форма не была для детей механическим повтором пройденного, о чем свидетельствует как их собственный, так и родительский анализ эффективности такого приема. В результате на базе СК «Рождество» в 2003 году начала свое существование детско-родительская группа игротерапии развития, получившая условное название «Клуб игротерапии развития». В него вошли 8 семей, с детьми 2-3 класов, большинство из которых закончили программу «Игротерапия развития» в МГДД(Ю)Т и хотели продолжать работу дальше. В группе оказались также их младшие братья и сестры. Таким образом, возрастной диапазон детей оказался 3-8 лет, что для нашей программы раньше не было характерно. Занятия проходили по 2 часа 2 раза в месяц, причем для родителей участие было обязательным т.к. работа шла в технике тренинга детско-родительских отношений. Подробно о результатах говорить пока рано. Группа в этом году продолжит свое существование. А сложившееся новое направление – детско-родительский тренинг-клуб игротерапии развития – будет одним из приоритетных направлений дальнейшей реализации программы.

В настоящее время общую схему апробации программы ИТР можно представить следующим образом:

Программа реализуется на 5 экспериментальных площадках:

1.      В МГДД(Ю)Т на Воробьевых горах;

2.      В Центре психологической коррекции и реабилитации детей и подростков в г. Мытищи Московской области;

3.      На базе детского сада и начальной школы итальянской школы Костанца Винчи в г. Москве;

4.      На базе семейного клуба «Рождество» г. Москвы;

5.      В детском саду №23 г. Королев Московской области.

Программа реализуется вариативно в шести основных формах работы:

1.      Детские группы постоянного состава 1-го и 2-го годов занятий;

2.      Детско-родительская группа переменного состава в виде семейного «Клуба игротерапии развития»;

3.      Детско-родительская группа постоянного состава;

4.      В форме программы игротерапевтического сопровождения семьи – надомное патронирование ребенка и его ближайшего окружения;

5.      Индивидуальное консультирование и коррекционная работа с детьми и их родителями;

6.      В форме программы для 1-3 классов «Полчаса психолога» – программа включается в работу педагогов-предметников школы в рамках ее учебного плана.

В зависимости от возраста участники представлены двумя группами.

Одновозрастные группы – дошкольники 4-6 лет, младшие школьники 7-9 лет; разновозрастные – семьи с 2 и более детьми и детско-родительские группы.

В настоящее время работа осуществляется двумя руководителями, работающими в трех организационных моделях, представляющихся нам наиболее эффективными для программ данного типа:

1.      Форма стажировки – руководитель ведет основную часть занятия и программы, а стажер – его часть или фрагмент для оттачивания отдельных приемов, реализуемых в дальнейшем самостоятельно.

2.      Самостоятельная работа каждого на своей базе с обязательной «обратной связью» – консультациями, обменом наглядным материалом и конспектами.

3.      Совместное (равноправное) руководство отдельными видами групп, например, детско-родительской группой и семейным «Клубом игротерапии развития».

Дальнейший поиск различных форм будет продолжен.



[1] Подробнее см.: Плотникова Т. В. Игротека дошкольника в детском саду-школе «Сказка» // Московская игротека. - М.: МГДД(Ю)Т, 1997. – Вып.1. - С.32-33; Плотникова Т.В. Народные игры в игротеке дошкольного учреждения. // Российское образование: прошлое, настоящее, будущее. – М., 1996. – С.32-33.

[2] Смотри раздел «Современная игропрактика и игротерапия развития» в сборнике «Развивающе-воспитательный потенциал игры и праздника на рубеже ХХ1 века». Отв. Ред. С.В.Григорьев. - М.,: ГосНИИ Семьи и воспитания РАО и МГДД(Ю)Т, 2001. Стр. 101- 125.

Используются технологии uCoz