содержание книги
обложка книги
 

Опыт апробации программы «Игротерапия развития» в условиях детского сада

Е.В. Хотеева,

педагог-психолог ДОУ № 23 г. Королева Московской области

Работая педагогом-психологом в Детском образовательном учреждении №23 г.Королева, я заинтересовалась такой проблемой современных детей, как низкий уровень самостоятельности и инициативности, которая особенно проявляется в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться  в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью.

При проведении исследований по данной теме выяснилось, что игровая деятельность и коммуникативные навыки у детей развиты очень слабо, это сказывается на нервно-психическом развитии, на психоэмоциональном состоянии детей, особенно в период адаптации.

Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также от широты его ориентации в окружающем мире и его осведомленности. Используя игровые техники, мы можем сформировать все психические процессы, произвольные формы поведения, а также развить познавательную активность и инициативу. Поэтому дальнейшим направлением своей работы я решила выбрать программу, которая смогла бы через игру найти пути к самовыражению и развитию личности ребенка.

Такой программой оказалась «Игротерапия развития», автором которой является Т.В.Смирнова (Плотникова). Эта программа, основанная на игровой деятельности детей, позволяет ненавязчиво решать многие проблемы, с которыми дети приходят в дошкольное учреждение. А именно: неумение общаться, организовывать свою деятельность, низкий самоконтроль над процессами возбуждения и торможения, гиперактивность, застенчивость и многие другие проблемы, затрудняющие полноценное развитие личности.

Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, многовариативного, а не только авторитарного общения, это концептуальная особенность данной программы.

Стажировку по данной программе я проходила на базе Московского городского дворца детского (юношеского) творчества. Вначале я была ознакомлена с методическими разработками автора, где очень грамотно изложено содержание программы и ее теоретическое обоснование. Но сам ход занятий расписан недостаточно подробно для прямого использования в практической работе. Поэтому, при посещении занятий мне было предложено непосредственно участвовать в выполнении упражнений вместе с детьми, т.к. этот метод автор считает наиболее эффективным в обучении психологов-практиков методике работы по данной программе. Параллельно со стажировкой я начала проводить занятия в детском саду самостоятельно.

Занятия посещали старшая (13 детей, продолжительность занятия 45 минут) и подготовительная (15 детей, продолжительность занятия 45 минут) группы. Работу с группами я начала в октябре месяце после предварительного обследования детей, которое выявило следующие проблемы: в старшей группе доминировало агрессивное поведение, с частыми конфликтами, переходящими в драку; в подготовительной группе у многих детей диагносцированы нарушения в сенсомоторной координации и дефицит внимания. Поэтому, подбирая упражнения для каждой группы, акцент был сделан именно на этих проблемах.

Так как мой кабинет маленький и может разместить только 10 человек, то первая часть занятия, связанная с активными подвижными играми проводилась в актовом зале (30-40 минут), для проведения второй части «мини-школы» старшая группа оставалась в моем кабинете (15 мин.), а подготовительная – в своей группе (20 мин.). Переход из одного помещения в другое обыгрывался как волшебное путешествие, связанное с темой основного задания, а вознаграждением за его выполнение служила наклейка с пиктограммой основных эмоций, которую дети выбирали из предложенного набора себе сами, что постепенно приучало их к самостоятельной оценке своей работы (подготовительная группа).

Все задания, разработанные автором программы, выполняются детьми успешно, но, учитывая условия помещения, не получается использовать игры, требующие большого пространства, что восполняется в других этюдных упражнениях. Это говорит о гибкости программы и возможности ее реализации в разных условиях. Наиболее эффективными для детей оказались игры, в которых необходимо прочувствовать сплочение группы, оказать групповую поддержку («Хозяйка», «Прохудился барабан» и др.).

Необычно используются дидактические игры, которые связываются с сюжетом занятия, так обычное лото с геометрическими фигурами превращается в дом, где необходимо разместить «жильцов», выявив и обосновав логику их «расселения».

Очень эффективными оказались упражнения на повышение самооценки и инициативы (такие, как «Королевская корона», «Говорящее зеркало» и др.), что является особенно актуальным для детского сада.

Детям очень нравится то, что почти из каждого задания-бланка получается интересная поделка, которую можно использовать в сюжетных играх. Психологу же это позволяет повысить в глазах ребенка результативность его деятельности, сократив разрыв между его действиями и видимым положительным результатом.

Основной сложностью реализации данной программы в условиях ДОУ является отсутствие связи с родителями. Только самые заинтересованные подходят и узнают об успехах своего ребенка, остальных родителей привлечь к совместному решению проблем детей очень сложно. Для решения данной проблемы в следующем году планируется проведение открытых занятий, после которых, я надеюсь, активность родителей возрастет.

О развитии личности ребенка мы судим по тем изменениям, которые происходят во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах его деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей, ценностно-ориентированной (классификация М.С. Когана). Поэтому на базе детского сада результативность работы по программе «Игротерапия развития» более заметна, так как изменения в психике детей мы можем отследить не только во время занятий, но и в свободной деятельности. Такие изменения произошли в организации детьми самостоятельной деятельности. Дети стали более инициативными, самостоятельными в выборе и организации игр, научились без конфликтов распределять роли. Изменился поведенческий репертуар, что проявляется в более спокойном и уравновешенном эмоциональном состоянии детей. Улучшилась сенсомоторная координация и мелкая моторика рук. В познавательной сфере воспитателями также отмечались положительные изменения в уровне произвольного внимания, памяти, восприятия, мышления и речи. А также, что очень важно, у детей сформировался интерес к познавательной деятельности.

Гибкая структура программы позволяет педагогу использовать свои творческие способности, отталкиваясь от интересных находок автора и вариативности форм и методов подачи материала. Данная программа представляет большой интерес для педагогов-психологов, так как достаточно легко адаптируется под любые условия образовательного учреждения и с большим интересом воспринимается детьми.

Используются технологии uCoz