Проблема нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия)
у младших школьников является одной из наиболее актуальных
для школьного обучения. Дисграфия, имеющая значительную
распространенность у учащихся общеобразовательных школ,
является причиной хронической неуспеваемости и школьной
дезадаптации.
По
данным профессора М.Е.Хватцева (1950-е годы) число учащихся
с дисграфией в массовых школах г. Ленинграда составляло
около 6%. И.Н.Садовниковой (1976г.) выявлено до 11% детей
с нормальным интеллектом, страдающих дисграфией. Изучение
состояния письма в массовых школах М.С. Грушевской (1982г.)
позволило выявить около 12,9% детей с дисграфией среди учащихся
младших классов. Исследование, проведенное Л.Г. Парамоновой
(2001г.) в общеобразовательных школах г. Санкт-Петербурга,
выявило наличие дисграфических ошибок у 37% учащихся 3-х
классов. Не ожидается в обозримом будущем достаточное количество
специалистов по коррекции дисграфии. Поэтому необходимо
найти другое решение для развития школьников в процессе
обучения.
Разработка
и внедрение в педагогическую практику эффективных методов
профилактики и коррекции – одна из актуальных задач современной
логопедии, имеющая большое практическое и социальное значение.
Многие отечественные исследователи обращают внимание на
необходимость и педагогическую значимость коррекции двигательной
сферы у детей в комплексе коррекционно-развивающих мероприятий
(Н.А.Бернштейн, О.Бот, Ю.Ф.Гаркуша, А.В.Запорожец, О.Б.Иншакова,
М.М.Кольцова, И.Ю.Левченко, В.М.Мозговой, Л.К.Назарова,
Е.В.Оганесян, Т.С.Овчинникова, А.Л.Сиротюк, Г.В.Чиркина
и др.).
Формирование
движений происходит при участии речи. Точное, динамическое
выполнение упражнений для ног, туловища, рук подготавливает
совершенствование движений органов артикуляции: губ, нижней
челюсти, языка. Чем выше двигательная активность ребенка,
тем лучше развивается его речь.
Недостаточная двигательная активность (гипокинезия), имеющая
столь широкое распространение среди современных школьников,
неблагоприятно сказывается на их способности к обучению.
Особенно большие трудности данная категория детей испытывает
в освоении письменной речи.
Нами
выделены индивидуально-типологические
особенности учащихся начальных классов, которые определяются
как факторы, обусловливающие возникновение и развитие дисграфии
у учащихся младших классов. Данные факторы рассматриваются
и как условия трансформации временных трудностей, возникающих
на начальных этапах становления письма, в истинные нарушения
и расстройства письма у учащихся общеобразовательной школы.
1.
При изучении состояния двигательных
функций общей моторики младших школьников было выявлено
недостаточное развитие статической и динамической координации
движений, низкий уровень развития скорости, отчетливости
движений. Особые затруднения у учащихся вызывал тест на
одновременность движений.
2.
При изучении состояния двигательных
функций моторики рук обнаружились кинестетические и
кинетические трудности при выполнении тестовых заданий.
Особые затруднения учащихся были связаны с недостаточно
сформированной способностью переключаться с одного движения
на другое. Недостаточно развиты точность и дифференцированность
движений кисти рук и пальцев.
3.
При изучении состояния двигательных
функций моторики артикуляционного аппарата младших школьников
обнаружились кинестетические и кинетические трудности при
выполнении тестовых заданий. Особые затруднения у учащихся
были связаны со способностью удерживать артикуляторную позу
и переключаться с одной артикуляторной позы на другую. Выявлено
недостаточное развитие точности и дифференцированности движений
артикуляционного аппарата. Наибольшие затруднения у детей
вызывали произвольные движения языка.
4.
При изучении зрительно-моторных
координаций обнаружились значительные затруднения при
выполнении тестовых заданий. Выявлено недостаточное развитие
как низших форм зрительно-моторных координаций (техническое
исполнение – качество линий в рисунке, письме), так и высших
форм зрительно-моторных координаций (влияние зрительных
представлений на программу моторных действий).
Учащихся, страдающих дисграфией, характеризует недоразвитие
как кинестетической, так и кинетической основ двигательной
сферы. Это проявляется в неумении производить точные, согласованные
движения, контролировать и регулировать их силу, скорость,
ритм и т.д. Это отрицательно влияет на развитие умения рисовать
и на качество выполнения письменных работ.
Детям,
страдающим дисграфией, необходимо насыщение свободного времени
играми, что способствует общему и всестороннему развитию.
Для проведения профилактики и коррекции дисграфии у детей
рекомендуются русские народные игры: «Колечина-малечина,
«Воронки», «Бирюльки», «Блошки», «Мотальщики», «Кубарь»,
«Волчок», «Кольцеброс» и др. В условиях школы предлагаемые
русские народные игры могут использоваться как самостоятельно
(во время динамической паузы после 2-го урока, при организации
игр в группе продленного дня), так и включаться в занятия
физкультурой.
Русские
народные игры наиболее полно содействуют гармонизации физического,
речевого и эмоционального развития детей, страдающих дисграфией,
а также увеличению эффективности логопедического воздействия.
Учитывая
существенное значение игр в гармоничном развитии детей,
страдающих дисграфией, мы считаем целесообразным при их
проведении стремиться решать следующие задачи:
1.
Повышения
интенсивности физической нагрузки в режиме учебного дня
школьника;
2.
Развития
и совершенствования микромоторики кистей и пальцев рук и
в крупных мышцах туловища и конечностей;
3.
Тренировки
быстроты реакции, скорости, ловкости, точности, статичности
и координации движений;
4.
Улучшения
функций вестибулярного аппарата, развития чувства равновесия,
умения ориентироваться в пространстве;
5.
Воспитания
чувства товарищества, умения согласовывать свои действия
с другими детьми, взаимодействовать в коллективе.
В комплексную систему логопедической работы с ребенком,
страдающим дисграфией, необходимо ввести курс занятий на
развитие крупной моторики, включающий в себя русские народные
игры.