содержание книги
обложка книги
 

Русские народные игры в профилактике
и коррекции дисграфии

Т. В. Гогуадзе,

ст. преподаватель

кафедры логопедии МГОПУ им. М.А. Шолохова

Проблема нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у младших школьников является одной из наиболее актуальных для школьного обучения. Дисграфия, имеющая значительную распространенность у учащихся общеобразовательных школ, является причиной хронической неуспеваемости и школьной дезадаптации.

По данным профессора М.Е.Хватцева (1950-е годы) число учащихся с дисграфией в массовых школах г. Ленинграда составляло около 6%. И.Н.Садовниковой (1976г.) выявлено до 11% детей с нормальным интеллектом, страдающих дисграфией. Изучение состояния письма в массовых школах М.С. Грушевской (1982г.) позволило выявить около 12,9% детей с дисграфией среди учащихся младших классов. Исследование, проведенное Л.Г. Парамоновой (2001г.) в общеобразовательных школах г. Санкт-Петербурга, выявило наличие дисграфических ошибок у 37% учащихся 3-х классов. Не ожидается в обозримом будущем достаточное количество специалистов по коррекции дисграфии. Поэтому необходимо найти другое решение для развития школьников в процессе обучения.

Разработка и внедрение в педагогическую практику эффективных методов профилактики и коррекции – одна из актуальных задач современной логопедии, имеющая большое практическое и социальное значение. Многие отечественные исследователи обращают внимание на необходимость и педагогическую значимость коррекции двигательной сферы у детей в комплексе коррекционно-развивающих мероприятий (Н.А.Бернштейн, О.Бот, Ю.Ф.Гаркуша, А.В.Запорожец, О.Б.Иншакова, М.М.Кольцова, И.Ю.Левченко, В.М.Мозговой, Л.К.Назарова, Е.В.Оганесян, Т.С.Овчинникова, А.Л.Сиротюк, Г.В.Чиркина и др.).

Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук подготавливает совершенствование движений органов артикуляции: губ, нижней челюсти, языка. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Недостаточная двигательная активность (гипокинезия), имеющая столь широкое распространение среди современных школьников, неблагоприятно сказывается на их способности к обучению. Особенно большие трудности данная категория детей испытывает в освоении письменной речи.

Нами выделены индивидуально-типологические особенности учащихся начальных классов, которые определяются как факторы, обусловливающие возникновение и развитие дисграфии у учащихся младших классов. Данные факторы рассматриваются и как условия трансформации временных трудностей, возникающих на начальных этапах становления письма, в истинные нарушения и расстройства письма у учащихся общеобразовательной школы.

1. При изучении состояния двигательных функций общей моторики младших школьников было выявлено недостаточное развитие статической и динамической координации движений, низкий уровень развития скорости, отчетливости движений. Особые затруднения у учащихся вызывал тест на одновременность движений.

2. При изучении состояния двигательных функций моторики рук обнаружились кинестетические и кинетические трудности при выполнении тестовых заданий. Особые затруднения учащихся были связаны с недостаточно сформированной способностью переключаться с одного движения на другое. Недостаточно развиты точность и дифференцированность движений кисти рук и пальцев.

3. При изучении состояния двигательных функций моторики артикуляционного аппарата младших школьников обнаружились кинестетические и кинетические трудности при выполнении тестовых заданий. Особые затруднения у учащихся были связаны со способностью удерживать артикуляторную позу и переключаться с одной артикуляторной позы на другую. Выявлено недостаточное развитие точности и дифференцированности движений артикуляционного аппарата. Наибольшие затруднения у детей вызывали произвольные движения языка.

4. При изучении зрительно-моторных координаций обнаружились значительные затруднения при выполнении тестовых заданий. Выявлено недостаточное развитие как низших форм зрительно-моторных координаций (техническое исполнение – качество линий в рисунке, письме), так и высших форм зрительно-моторных координаций (влияние зрительных представлений на программу моторных действий).

Учащихся, страдающих дисграфией, характеризует недоразвитие как кинестетической, так и кинетической основ двигательной сферы. Это проявляется в неумении производить точные, согласованные движения, контролировать и регулировать их силу, скорость, ритм и т.д. Это отрицательно влияет на развитие умения рисовать и на качество выполнения письменных работ.

Детям, страдающим дисграфией, необходимо насыщение свободного времени играми, что способствует общему и всестороннему развитию. Для проведения профилактики и коррекции дисграфии у детей рекомендуются русские народные игры: «Колечина-малечина, «Воронки», «Бирюльки», «Блошки», «Мотальщики», «Кубарь», «Волчок», «Кольцеброс» и др. В условиях школы предлагаемые русские народные игры могут использоваться как самостоятельно (во время динамической паузы после 2-го урока, при организации игр в группе продленного дня), так и включаться в занятия физкультурой.

Русские народные игры наиболее полно содействуют гармонизации физического, речевого и эмоционального развития детей, страдающих дисграфией, а также увеличению эффективности логопедического воздействия.

Учитывая существенное значение игр в гармоничном развитии детей, страдающих дисграфией, мы считаем целесообразным при их проведении стремиться решать следующие задачи:

1.      Повышения интенсивности физической нагрузки в режиме учебного дня школьника;

2.      Развития и совершенствования микромоторики кистей и пальцев рук и в крупных мышцах туловища и конечностей;

3.      Тренировки быстроты реакции, скорости, ловкости, точности, статичности и координации движений;

4.      Улучшения функций вестибулярного аппарата, развития чувства равновесия, умения ориентироваться в пространстве;

5.      Воспитания чувства товарищества, умения согласовывать свои действия с другими детьми, взаимодействовать в коллективе.

В комплексную систему логопедической работы с ребенком, страдающим дисграфией, необходимо ввести курс занятий на развитие крупной моторики, включающий в себя русские народные игры.

 

Используются технологии uCoz