содержание книги
обложка книги
 

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССОВ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ИГРОВЫХ СИТУАЦИЯХ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ

С.В. Григорьев,

кандидат психологических наук,
 главный координатор МОДИ
,

С.И.Можаев,

 психолог-консультант ЮЗАО,

М.В.Мурашова,
 соискатель Института психологии РАН

Важнейшей ценностью современного этнокультурного образования, частью которого является процесс обучения, является ориентация на самоопределение взрослеющего человека – становление его подлинным субъектом собственного жизненного пути, вполне осознающего свою связь с окружающими его людьми. В этом смысле психолого-педагогическая проблема «идентификация – идентичность» интенсивно меняющейся, получающей образование личности, является одной из центральных.

Психология идентификации личности предполагает исследование особенностей и способностей проявляющихся в разных жизненных ситуациях как относительно устойчивые характеристики субъекта культуры. Важное значение мы придаем специальному психологическому анализу процессов идентификации в игровых и неигровых ситуаций как разных по своим возможностей для проявления личностного самовыражения и развития. Психологически значимы исследуемые нами следующие характеристики процессов субъектной идентификации: оптимальность – неоптимальность, неустойчивость – устойчивость, наконец такая внутренне-субъективная характеристика как гармоничность – дисгармоничность.

В предпринятой нами серии экспериментов и игровых тренингов со специалистами ЮЗАО, работающими по программе «Этносфера» использовались как традиционные тестово-диагностические методики выявления личностных особенностей идентификации и социальной идентичности, так и специальные психолого-биографические средства: составление этнокультурных портретов, этнокультурная биография субъекта (личности, семьи, трудового коллектива и др. по методолого-методическим разработкам С.В.Григорьева) осуществляемых в диалоговом режиме деятельности практических психологов (по Т.А.Флоренской), а также методы семиосоциопсихологического (автор – Т.М.Дридзе) и микросемантического анализа, разрабатываемиго в научной школе С.Л.Рубинштейна. В экспериментальной работе приняло участие 322 сотрудника социальных служб и сферы образования ЮЗАО г. Москвы.

Концепции психосоциальной идентичности (Э.Эриксон,1967), социальной самокатегоризации Дж.Тернера (1987), подходов С.Московичи (1984) и К.А.Абульхановой к раскрытию, формированию и интерпретации социальных представлений обращены, прежде всего, к результирующим аспектам поиска личностной идентичности. Однако, применительно к этапам взросления личности особенно актуально рассмотрение процессуально-динамических аспектов и психологических механизмов поиска идентичности в том числе в игровых и празднично-игровых ситуациях, характеризующихся большими возможностями свободного самовыражения. Методы игрового моделирования все более активно входят в образовательную практику. Актуально изучение процессов европейской и национальной идентификации, формирование этнокультурной толерантности студентов разных вузов в различных ситуациях обучения.

В рамках пилотажного эксперимента нами была проведена экспертная оценка включения игровых форм (деловых, ситуационно-ролевых, ситуационных, имитационных и др.) в процесс обучения в ряде школ, колледжей и вузов. Обнаружена связь между общим уровнем и рейтингом образовательного учреждения и количеством, разнообразием используемых игровых технологий, игр, тренингово-игровых форм в обучении. Особенно отчетливо это проявляется в колледжах и вузах педагогической направленности, однако по уровню применения игровых технологий и игр они часто отстают от вузов экономического, особенно финансового, а также юридического профиля. Оценка нами европейской-национальной идентификации на разных этапах обучения в разных вузах осуществлялась по семибальной шкале, где максимальная оценка идентичности соответствовала 7 баллам. Общая выборка составила 430 человек, при этом 118 респондентов были включены в субъектно-биографическое интервьюирование по проблеме исследования.

Приведем средние (от 1 до 7 баллов) сравнительные показатели российской и европейской идентичности студентов разных вузов в игровых и неигровых ситуациях, полученные по модифицированной шкале измерения национальной и европейской идентичности М.Cinnirella в варианте, предложенном С.В.Григорьевым (1999).

 

 

 

Вопрос

Студенты-педагоги

Студенты - налоговые
полицейские

 

Европейская идентичность

Российская идентичность

Европейская идентичность

Российская идентичность

В какой степени Вы ощущаете себя европейцем/россиянином?

3,79

5,21

4,30

6,31

Насколько важно для Вас быть европейцем/россиянином?

3,79

4,93

3,80

5,80

Как Вы считаете, насколько Вы похожи на среднего европейца/россиянина?

3,36

3,86

3,70

5,20

 

Как видно по материалам проведенного исследования, важными показателями являются соотношение европейской-российской идентичности, общий уровень этих показателей, а также изменения и особенности идентичности в разных вузах, ориентированных на освоение конкретных профессий. Одно из основных положений Э.Эриксона состоит в том, что «идентичность динамична и никогда не достигает завершенности». Действительно, на разных этапах обучения достаточно заметно меняются многие характеристики европейской и российской идентичности. Существенное влияние оказывает возможность имитационно-игрового моделирования разных ситуаций, влияющих на экспликацию личностных представлений о типичных представителях разных этнокультурных групп населения, особенностях менталитета и своеобразии реального образа жизни и поведения. В настоящее время активно разрабатываются специальные тренингово-игровые формы, позволяющие оптимизировать межкультурный диалог.1 Важным моментом исследования процессов идентификации является возможность через соотнесение игровых и неигровых ситуаций выйти на проблему индивидуально-типологических особенностей процессов идентификации. В частности, можно говорить об относительно устойчивом, колеблющемся и ситуативно меняющемся вариантах проявления этнокультурной идентификации. Существуют заметные возрастные особенности процессов социальной, в частности этнокультурной идентичности-идентификации, наиболее динамичные «качельные» изменения которой свойственны подросткам и молодежи. Игровые и тренинговые ситуации этнокультурного взаимодействия существенно компенсируют ограниченность реального социального опыта межкультурного взаимодействия, отчетливо проявившиеся на всей экспериментальной выборке, включая социальных работников городских служб, для которых это профессионально значимое качество. Типологический анализ оказывается особенно эффективным для формирования разных тренинговых и игровых групп, повышая продуктивность по объективным показателям от 24 до 47% и еще более по показателям субъективно-субъектного плана (удовлетворенность, настроение и т.п.). Продуктивен биографический тренинг, опирающийся на психолого-акмеологическую парадигму развития социальной компетентности личности. Этнокультурное портретирование и составление акмеограмм содействует освоению личностно избранных способов разрешения  психологически трудных и конфликтных ситуаций и в игровых, тренинговых и в реальных ситуациях  этнокультурного и межконфессионального взаимодействия в условиях современного
мегаполиса.

 Особого внимания заслуживает анализ известных феноменов, связанных с особенностями процесса идентификации личности, таких как «преждевременная идентичность» (А.Ватерман), «переплетенная идентичность» (А.Мартинелли), «взаимодействие идентификации – обособления» (В.С.Мухина), «качели идентификации» (С.В.Григорьев). Изучение общих закономерностей в процессе идентификации должно быть тесно связано с построением открытых типологий (по методу К.А.Абульхановой-Славской) и конкретным анализом реальной личности и реального процесса ее идентификации на разных этапах жизненного пути.

В докторском исследовании Л.Б.Шнейдер идентификация рассматривается как интегративный психологический феномен, обеспечивающий «целостность, тождественность и определенность». Сформированность идентичности является, по М.Р.Гинзбургу, показателем социализации и уровня личностного развития. Личностная (точнее – субъектная) ориентированность обучения – важнейшее требование качественного образования и профессиональной подготовки кадров вне зависимости от его институциональных форм и возраста обучаемых.

Современное образование включает в себя многообразные возможности, формы и технологии, ориентированные на оптимальное и эффективное достижение целей, включая формирование психологической культуры (а не только толерантности) межличностного взаимодействия – как предвосхищения результата и антиципацию перспектив личностного развития. Использование активных методов обучения (среди них предметом нашего внимания являются игровые технологии образования) часто обосновывается не столько собственно эффективностью их применения, сколько возможность центрировать внимание преподавателя на высших формах личностной активности в процессе обучения, что дает более высокий уровень эвристичности и творческого отношения к обучению и обучаемых, и обучающих. Оптимальность и гармоничность развития процессов идентификации личности как субъекта культуры и межличностного взаимодействия в городской среде требуют дальнейшего специального исследования и разработки субъектно-ориентрированной стратегии деятельности.


1 Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г., Мартынова М.Ю. Межкультурный диалог. Тренинг этнокультурной компетентности. – М: Изд-во РУДН, 2003.

Используются технологии uCoz