содержание книги
обложка книги
 

 

ПРАЗДНИЧНО-ИГРОВАЯ КУЛЬТУРА
КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩЕЕ ОСНОВАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ МГДД(Ю)Т

Д.Л.Монахов,

директор МГДД(Ю)Т,

отличник народного просвещения

Уважаемые коллеги!

Ровно год назад на одном из круглых столов нашей конференции, которая, я надеюсь, уже воспринимается как традиционная, поскольку проходит во время традиционной Недели игры и игрушки, впервые организованной еще в Доме пионеров и октябрят в переулке Стопани более полувека назад, обсуждались положения программы «Праздники Детства». После конференции программа была утверждена на уровне МГДД(Ю)Т и принята к реализации.

И сегодня Дворец предлагает обменяться с Вами мыслями и услышать Ваше отношение к программе или проекту, ключевыми словами названия которой или которого является «празднично-игровая культура».

Многие мои коллеги и друзья Дворца обращают внимание на то, что целью программы «Праздники Детства» является формирование или продуцирование средства для развития личности ребенка в современных условиях. Под средством (по тексту программы) понимается «инновационная система содержания и организации праздничных форм культурно-досуговой деятельности детей для создания благоприятной социально-педагогической и творческой среды».

Я полностью согласен с тем, что игра может быть и содержанием деятельности и средством для развития личности. Я только хочу заметить, что и «Праздник» может быть содержанием деятельности.

Поскольку здесь собрались люди, изучающие игровые и праздничные технологии и имеющие определенные наработки в этих сферах, давайте рассмотрим отвлеченную сферу деятельности.

Например, исследования в биологии. Внегнездовая жизнь муравьев. Если человек занимается этой проблемой - для него это средство или содержание? Понятно, что если этим занимается научный сотрудник, то для него это содержание деятельности. Его цель - найти качественные характеристики, особенности, отклонения от нормы в поведении муравьев и соотнести все это с одной из гипотез, которую он проверяет. Если этим занимается ребенок под патронажем педагога, то для педагога это средство развить у ребенка мотив к познанию, обучить способам исследования и анализа, пробудить активность к творчеству, повысить уровень образованности и создать (в своей педагогической гипотезе) предпосылки к развитию личности этого молодого человека.

«Праздник», «Игра», несомненно, могут быть содержанием деятельности. Можно организовать праздник для того, чтобы ребенок просто его созерцал, в нем релаксировался. Можно организовать игру, чтобы в ней ребенок просто выиграл в «Колдунчики» или в «Морской бой». Но мы - педагоги - не можем себе позволить этого. Педагоги - практики, особенно опытные педагоги, как показывают психологические исследования, являются наиболее агрессивной частью нашего сообщества. Им все время чего-то надо. Им все время хочется приобщать молодое поколение к тем культурным нормам, в которых они воспитывались, к тем ценностям, которые были в них заложены семьей, учителями, историей Отечества. Хорошо помня статью Л.Н. Толстого «О воспитании», в которой «Воспитание - самая уродливая форма насилия одной личности над другой с целью создания себе подобной», они все же своими возможностями пытаются оторвать ребенка от засилья псевдокультуры, которая мощным потоком несется с экранов телевизоров и льется с полос других средств массовой информации.

Мы - педагоги - хотим противостоять этим потокам и поэтому и «Праздник», и «Игру» стараемся использовать как средство к развитию образованной, творческой, энергичной личности ребенка, способной анализировать происходящее и желающей изменять существующую действительность в направлении осознания людьми общечеловеческих ценностей, специфически сформулированных в культурной традиции нашей страны.

Если исходить из вышесказанного, «Праздник» и «Игра» вправе соединиться в какой-то своей части.

Если программа «Праздник Детства» ставит своей целью влиять на развитие личности ребенка (причем влиять в форме активного участия ребенка в подготовке и проведении праздника, как пишет главный научный консультант Программы Б.З. Вульфов), то игровые технологии также организуют влияние на развитие личности. Для чего конструировать некое новое празднично-игровое поле? Давайте оперировать математическими терминами. Есть множество «Праздников», есть множество «Игры». Московский Дворец творчества предлагает изучить подмножество пересечения этих двух множеств. Зачем? Конечно, затем, чтобы организовать систему еще более эффективного влияния на развитие личности. Не секрет, что на стыке двух наук возникали направления, наиболее эффективно продвигающие исследования вперед. Так на стыке эмпирической, наблюдательной науки астрономии и фундаментальной, изучающей природу материи физики, возникла астрофизика, исследующая физическую природу небесных явлений, на основе которой сегодня строятся философские постулаты космологии и космогонии.

На стыке химии и биологии возникли дисциплины биохимии и микробиологии, которые обеспечили уникальный прорыв человечества в развитии лекарственных препаратов.

На стыке «Праздников» и «Игры», как нам кажется, могут возникнуть позитивные эффекты развития личности ребенка.

Есть ли у нас теоретические обоснования того, из-за чего мы Вас, наших уважаемых коллег, пытаемся повернуть к проблеме обсуждения понятия «Празднично игровой культуры» - к теме нашей конференции? Для того, чтобы объединяться в какой-то части у множеств должны быть отмечены хоть какие-то одинаковые характеристики или признаки. Есть ли они у «Праздников» и «Игры»? Есть.

Уважаемые коллеги!

Более десятка лет назад Московский Дворец потерял свои инструктивно-методические полномочия, которые десятилетиями создавали вокруг него атмосферу сотрудничества, понимания, развития системы внешкольной работы в городе и стране - уникальной государственной системы организации свободного времени детей и молодежи. Я думаю, что наши уважаемые коллеги понимают, что мы не стремимся к реставрации тех условий, в которых наше учреждение занимало высокую нишу в управлении внешкольной работой города и страны.

Наш коллектив работает над тем, чтобы опыт городского Дома пионеров и октябрят, опыт Московского Ордена Трудового Красного Знамени городского Дворца пионеров и школьников, опыт Московского городского Дворца творчества детей и юношества и опыт, и новые идеи ГОУ Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества сочетался с опытом и новыми идеями коллективов учреждений дополнительного образования детей Москвы и других регионов России.

Мы готовы взять на себя функцию информационно-методического центра в тех областях, в которых, нам кажется, наша компетентность вызывает уважение у наших коллег.

Как информационно-методический центр Дворец готов аккумулировать (без имперских амбиций, а только на принципах партнерства) опыт, новые идеи, концепции, технологии, формы и транслировать их с соблюдением авторских прав на субъекты реализации образовательных программ, работающие в режиме дополнительного и других форм образования.

Во взаимодействии с этими субъектами образования Дворец видит свое развитие в качестве открытой образовательной и социокультурной системы.

Для проектирования и организации этой системы в настоящее время мы планируем реализацию комплексных программ, которые могут стать реальным механизмом нашего развития. Это программы:

- «Развитие одаренности»;

- «Празднично-игровая культура»;

- «Интернет-Академия» и «Здоровье».

Нам хотелось бы, чтобы на экспертных симпозиумах в рамках нашей научно-практической конференции мы совместно смогли описать подходы к разработке одной из этих системообразующих для Дворца программ – программы (или проекта) «Празднично-игровая культура».

 

Используются технологии uCoz