содержание книги
обложка книги
 

ИГРОВОЙ ГОМЕОСТАТ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

А.М. Юнин,

педагог отдела технического творчества  МГДД(Ю)Т

Общеизвестно, что акселерация развития детей уже сегодня стимулирует их более раннее вовлечение в реальные перипетии общественной жизни. Однако, психо-соматическое развитие организма и личности ребенка, несмотря на раннюю и интенсивную познавательно-образовательную деятельность, не претерпевает коренных изменений. Тем самым классическая педагогическая парадигма «Играя, ребёнок готовится к жизни» традиционно воплощается  сегодня так же как вчера, и как в предшествующих поколениях.

Привлекательность игры для детей любого возраста  объясняется тем, что игровая деятельность позволяет в широком смысле удовлетворить их насущные личностные потребности – через общение и совместную деятельность со сверстниками активно самореализоваться. Игра дает ребенку, прежде всего, возможность проявить свои способности – познавательные, артистические, организаторские, фантазийные и пр., их совершенствовать в процессе игры и, помимо этого – получить от игрового окружения оценку своей личностной самореализации в форме – признания или неодобрения, чтобы сравнить её с собственной самооценкой. Процесс игры с каждым разом помогает ребёнку подниматься на новую ступеньку воображения, развивает новые имитационные навыки, расширяет фантазийный горизонт и тем самым обуславливает его творческий рост и формирование личности.

И сегодня, и вчера этот многофакторный процесс творческого развития личности юного существа может рационально и педагогически корректно осуществляться только в микросоциуме, а реализовываться в результате совместной деятельности, т.е. только в группе сверстников, и обязательно играющей.

Но сегодня качественно изменились, стали другими и система игровых средств: игрушки, игровые сооружения, снаряжение, и игровая культура: существенно лимитируется область творческой импровизации вследствие безапелляционно жестких рамок игры, ретушируется соревновательность, возник оттенок нетерпимости, здоровое спортивное соперничество подменяется предоминированием спонтанного насилия, беспардонно претендующий на оригинальность, но шокирующий своей алогичностью слоган – «Первый среди равных!» – призван мобилизовать к действию... Сегодня другие персонажи, образы, идеал, время, естественно, вносит неизбежные коррективы.

И сегодня в уже компьютеризированном обществе процитированная выше парадигма превращается в далёкий от действительности парадокс. Часто подрастающий ребёнок, вступая в жизнь, начинает с неотчетливым страхом и досадой отмечать, что ему катастрофически не хватает качественных навыков для экстраполяции знакомых игровых ситуаций, что в жизни всё далеко не так, как в было в предлагавшихся ему играх, что он не располагает запасом ассоциированного опыта для правильных поведенческих реакций  применительно к реалиям социума. Тем самым, из-за недостаточности опыта и знаний, накапливаемых ребенком в игровых ситуациях, начинает замедляться его повзросление.

Этот весьма актуальный педагогический пробел в арсенале детской игровой дидактики способны предотвратить или компенсировать т.н. гомеостатные игры.

Название их происходит от греческого гомеос – подобный, однотипный, однозначный, содружественный.

Понятие гомеостат сродни понятию гомеостаз. И если термин гомеостаз подчеркивает ультрастабильное поддержание параметров биохимических процессов в любом живом организме (от микроба до млекопитающего), то понятие гомеостат является его техническим аналогом, «сделанным из железа»». Впервые, устройство под этим названием было сконструировано в 1950-е г.г. английским биофизиком Р. Эшби для нейрофизиологического эксперимента. Позднее на основе того же принципа были сконструированы другие приборы для психологических экспериментов.

Принцип гомеостата заключается в том, что некоторый заданный исследователем параметр прибора стабильно сохраняет заданную константу, несмотря на дестабилизирующие, возмущающие воздействия внешних факторов. В игровую культуру этот термин был вовлечен и стал распространятся в 60-е годы ХХ в., однако в игры, построенные на принципе гомеостата, играют очень давно.

Если сказать коротко, гомеостатная игра – это совмещение ролевой (индивидуальной) игры с игрой командной (в составе команды). К примеру, многие из нас, взрослых, наверняка помнят из практики пионерских лагерей игру «Поймайте мяч!», предназначенную для группы детей. Суть игры в том, чтобы мяч, подброшенный вверх одним из участников игры, был пойман на растянутый кусок ткани, которую перемещают 3-4-5-6 других участников игры; понятно, что ткань необходимо перемещать натянутой все игровое время и одновременно всем вместе, т.е. синхронно двигаясь. Каждый из нас, без сомнения, из личного опыта может привести многочисленные примеры подобных ситуаций, когда цели индивида и окружающего его микросоциума должны асимптотически совпадать. В реальной жизни такие ситуации встречаются повсеместно, например, в спортивной команде и на военном корабле, в конструкторском бюро и в известном игровом шоу «Что? Где? Когда?», а также постоянно – в ансамбле, оркестре, хоре. Можно вполне допустить, что даже в первобытной охоте удачный ее исход обуславливался элементами гомеостатной организации первобытных людей.

Игры и игрушки сегодняшнего дня, построенные на идее гомеостата, имеют, понятно, самое разнообразное воплощение и конфигурацию. но несмотря на многообразие, направлены на формирование и развитие способности ее участников к самостоятельной эвристической деятельности, но синхронизированной с каждым партнером по игре. Гомеостатные игрушки в качестве снаряжения гомеостатной игры – динамической или  интеллектуальной – имеют такое инженерно-конструкторское решение, в основе которого всегда инвариантно реализуется идея, отчетливо направленная на организацию принципиально нового типа обратной связи между участниками игры: многоуровневой и перекрестной, т.е. каждого – со всеми. Такого типа обратная связь максимально соответствует психофизиологическим особенностям человека, как существа, прежде всего, социального.

Нами совместно с сотрудниками отдела игры была разработана серия развивающих гомеостатных игр, полезных в качестве объектов творчества для детей, осваивающих азы радиоэлектроники и автоматики, которые продуктивно включены в программы отдела технического творчества.

Структурно-гомеостатная игра организуется так, чтобы с учётом  индивидуальных личностных качеств участника, задействовать его в механизм игры таким образом, чтобы оптимально синхронизировать реализацию его возможных действий с предполагаемыми действиями партнеров по игре, при этом весь континиум игроков мобилизуется на достижение общего максимально высокого конечного результата. Иными словами, гомеостатная игра организуется так, чтобы задействовать в механизме игры максимум индивидуальных личностных качеств каждого игрока, но с высокой степенью свободы творческой импровизации. Последнее возможно, если игрок действует в рамках правил, соблюдаемых всем континиумом участников игры.

Гомеостатные игры, способствуя развитию свободной творческой импровизации участников, обладают большими возможностями в плане социальной адаптации. В игре, построенной на принципе гомеостата, автоматически исключается стрессовый компонент или ощущение дискомфорта: при недостаточной самореализации игрока или невысоком уровне его подготовки сам факт заинтересованности в коллективном успехе ускоряет обучение в процессе самой игры, а необходимость синхронизировать взаимодействия уже подразумевает комфортный психологический климат и обеспечивает между партнерами предупредительно-вежливые взаимоотношения.

Внести вклад в формирование этих качеств у ребенка – задача любого педагога, а использование технологии гомеостатных игр ощутимо снижает затратные усилия воспитателя.

Поэтому задачей первостепенной важности для подрастающего ребенка становится накопление (пусть пока в игровом поле гомеостатных игр) основополагающих элементов опыта социальных технологий.

Продуктивному развитию творческого начала в личности ребенка гомеостатные игры также способствуют и тем, что по своей природе они гуманистичны, построены на основе созидательного, а не деструктивного принципа, несут в себе базисные начала психогигиены общения, поскольку через повышение уровня коммуникабельности способствуют расширению круга друзей по интересам, не порождают зависть, ажиотацию и злословие, психика ребенка не уродуется элементами агрессии и, как следствие, не приводит к «кулачному» способу разрешения проблем со сверстниками, препятствуя появлению криминальных черт в характере, тем самым предотвращая в дальнейшем формирование отклоняющегося поведения подростка.

Итак, чтобы воспитать подрастающее поколение не только физически и психически здоровым, но и с полноценно развитым творческим потенциалом необходимо предоставить ему возможность педагогически корректно играть.

Используются технологии uCoz