содержание книги
обложка книги
 

Развитие творческой активности личности

по методике «Обучение типовым приёмам

разрешения противоречий

на примере игрушек Неваляшка»

Н.А.Козырева,

психолог, зав.лабораторией

инновационных игровых технологий ООО «Умные игры»

Особенности изобретательского творчества в сфере игры требуют специального внимания ученых и практиков разного профиля. Психолого-акмеологическое исследование патентов на изобретения в области игр (мониторинг за период 1971-2002 г.г. в СССР и России) позволило выделить мотивационные, субъектно-динамические и операционно-технические характеристики субъектно-деятельностного акме изобретателей игр. Эти психолого-акмеологические особенности стали для нас ориентирами в проектировании игр и методик для целенаправленного формирования творческой личности в игровой деятельности. В данной работе описана методика «Обучение типовым приёмам разрешения противоречий на примере игрушек Неваляшка» для обучения слушателей (старшеклассники, студенты и взрослые) типовым приёмам устранения противоречий по ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)[1]. Структура методики была продумана таким образом, чтобы на каждом занятии происходило определённое развитие и мотивационного, и операционно-технического, и динамического компонента акме, с учётом возрастных особенностей детей и подростков, на интересном для них содержательном материале, в частности:

-         осознанный выбор целей, уровня целеполагания и характера мотивации (для развития мотивационного компонента);

-         повышение степени дивергентности, гибкости, быстроты мышления, переноса ранее найденных решений в другие области; обучение использованию типовых приёмов, эффектов и закономерностей развития систем описанных в ТРИЗ (для развития операционно-технического компонента);

-         развитие творческой активности личности (для развития субъектно-динамического компонента).

Основой данной методики послужило изобретение автора «Игрушка»[2]. Цель изобретения: расширение игровых возможностей. Ещё в процессе подготовки заявки на изобретение при патентном поиске автором были обнаружены многие игрушки «Ванька-Встанька», в которых было отмечено использование типовых приёмов ТРИЗ. Синтезируя опыт многих изобретателей, удалось создать методику обучения типовым приёмам разрешения противоречий на примере этих игрушек для подростков и студентов. При этом сами игрушки стали дидактическим средством обучения опосредованно – в виде схем изобретений-игрушек, выполненных на карточках. Это позволяет проиллюстрировать, как можно не просто изучить некоторые типовые изобретательские приёмы, но, кроме того, обучать слушателей создавать новые изделия на уровне изобретения. Цели изобретений, выделенные в ходе мониторинга изобретательского творчества, в данной методике стали играть комплиментарную функцию: каждый играющий сам выбирает цель своего будущего изобретения исходя из собственных мотивов, опираясь на опыт «настоящих изобретателей». Причём играющий имеет возможность самокоррекции, изменения первоначально выбранной им цели изобретения.

Отличия предлагаемой методики в том, что:

1. Специально создаётся ситуация успешности: использованием в качестве примеров только патентов на игрушку.

2. Используются одновременно два канала восприятия: визуальный и вербальный.

3. Обучение типовым приёмам проводится на одном «сквозном» объекте – игрушка «Ванька-Встанька» (класс МКИ А 63Н 15/06).

4. Урок состоит из этапов пассивного, полуактивного и активного усвоения материала и обратной связи.

5. В процессе обучения слушатели создают свои собственные «изобретения».

6. Обратная связь (самооценка уровня решения задания) применяется в виде исследовательской задачи: найти место своему техническому решению в фонде известных изобретений (учебной картотеке).

7. На этапе активного усвоения слушатель последовательно использует содержание приёма для решения задач в близкой (игрушки), средней (предметы быта) и дальней (социальные системы) областях.

8. Для обучения закономерностям развития технических систем используется специальная таблица.

Рассмотрим подробнее некоторые компоненты методики [3].

Создание ситуации успешности является важнейшим психологическим элементом методики. На каждом этапе занятия слушатель должен ощущать своё успешное продвижение, освоение знаний и навыков, и в конце занятия у него должен быть явно видимый положительный результат его усилий (якорь). Нами специально подобраны для примеров именно запатентованные игрушки, поскольку изобретения имеют большую значимость в глазах людей. Для «преобразуемого объекта» игрушки идеально подходят – они хорошо знакомы как детям, так и взрослым любых профессий. Задания на придумывание игрушек создают благоприятную эмоциональную атмосферу для усвоения и закрепления рассматриваемых на занятии приёмов. И когда в процессе решения учебных заданий слушатель повторяет или превосходит запатентованное решение, это сразу даёт высокую независимую оценку его решения и повышает ценность получаемых навыков.

Игрушки кажутся простыми и доступными для понимания  взрослым и детям. Многие творческие приёмы можно продемонстрировать простыми игрушками «Неваляшка». Неваляшка под разными именами известна во множестве стран, например – «Ванька–Встанька» в России, «Bob of toy» («Tilting doll») в Америке, «Poussah» или «Culbuteur» во Франции, «Дарума» в Японии. Собрана картотека учебных примеров из патентов России, США, Франции, Германии на «Неваляшки». Картотека содержит схемы изобретений. Для каждого занятия подготовлен раздаточный материал в виде серии отдельных листов, каждый из которых выдаётся слушателю после выполнения предыдущего задания.

Каждый урок состоит из нескольких частей (этапов). Возможно совмещение нескольких уроков в течение одного дня.

На этапе обратной связи все предложенные слушателями решения рассматриваются группой. В процессе решения исследовательской задачи они находят изобретения, которые совпадают по идее с предложенными ими решениями, или хуже их собственнных. Таким образом на этом этапе мы решаем одновременно две задачи: расширяем запас известных слушателю решений (при этом часто слушатель совершенствует и их) и учим его объективно оценивать свою идею. Часто решения слушателей превосходят по оригинальности патенты из учебной картотеке. Мы понимаем, что «изобретение» слушателя не тождественно патенту на изобретение, поэтому используем термин изобретение применительно их идеям «в кавычках».

На этапе активного усвоения слушатель получает домашнее задание: последовательно использовать изученный творческий приём в близкой (игрушки), средней (предметы быта) и дальней (социальные системы) областях. На этом этапе мы обращаем внимание слушателей на цели, которые ставит перед собой изобретатель. Анализируя изобретения-игры в СССР, мы выделили несколько направлений целеполагания изобретателя. Одни обращают внимание только на улучшение технических характеристик объекта. Другие создают игры и игрушки исключительно для развлечения человека. Третьи совершенствуют сам процесс игры, изменяя её структуру и техническую оснащённость. Но есть авторы, для которых цель изобретения – развитие, обучение и воспитание личности в игре. А также – освоение личностью ролевой структуры социума, взаимоотношений между людьми, помощь в адаптации в обществе людей с различными физиологическими особенностями. Некоторые изобретатели решают с помощью своего технического решения задачи, которые стоят перед различными институтами общества (например, «повышение налоговой культуры плательщиков» в играх-лотереях). Задача преподавателя – дать понимание того, что свой новый интеллектуальный ресурс – ТРИЗ – слушатель может сознательно использовать для постановки целей различного уровня влияния на общество.

Методика была сначала апробирована как настольная игра с карточками для старшеклассников и студентов машиностроительного ВУЗа. Чтобы сделать методику более доступной и распространенной, на ее основе разрабатывается интерактивная компьютерная игра «Научи Неваляшку кланяться». Разработана структура и содержание игры, изготовлен демонстрационный образец. Он демонстрирует основную идею и некоторые игровые возможности, дает возможность управлять поведением игрушки-«образца». Он апробирован для воспитателей дошкольных учреждений, для участников трёх конференций по ТРИЗ (более 200 человек). После этого с учётом коррекции восприятия различных схем игрушек по результатам апробации была создана электронная обучающая рассылка в Интернете (по данным сайта, число подписчиков рассылки на 1.01.2004 г. – 1350 чел.). Она позволяет осуществлять обратную связь с играющими, ведётся анализ поступающих отзывов подписчиков и их творческих решений.

Результаты апробации методики «Обучение типовым приёмам  разрешения противоречий на примере игрушек Неваляшка» показали, что также наблюдается повышение успешности её освоения при общей положительной мотивации на творческую деятельность у подростков, студентов и взрослых. Проявились возрастные особенности у подростков и студентов, связанные с тем, что в этих возрастных периодах наибольшее значение в игре имеет возможность достигать индивидуального успеха (придумать новое), а также возможность этот успех продемонстрировать в микросреде и быть принятым ею. По результатам апробации были внесены изменения в методические рекомендации. Собственно исследовательские результаты, проведенной работы оформляются (под научным руководством С.В.Григорьева и С.К.Павлюка) в качестве диссертационного исследования «Психолого-акмеологический анализ развития изобретательского творчества в сфере игры».

 

Литература

1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. – Москва: Советское радио, 1979.

2. Патент СССР на изобретение № 1819394 «Игрушка».

3. Козырева Н.А. «Методика обучения приёмам устранения противоречий на примере запатентованных игрушек «Ванька-Встанька». Тезисы докладов научно-практической конференции «Творчество во имя достойной жизни». Великий Новгород, 11-12 июля 2001г.

 

Используются технологии uCoz