содержание книги
обложка книги
 

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКОВО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОЙ ГИМНАЗИИ
В СФЕРЕ
ПРАЗДНИЧНО-ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Т.Н. Атюшева,

Художественно-педагогический музей игрушки,

г. Сергиев Посад

Система воспитания должна обеспечивать передачу культуры человечества от одного поколения к другому. При этом каждое последующее поколение должно развивать ее, развиваясь само. Именно воспитание помогает юному человеку понять, как устроен мир и он сам, формирует его отношение к миру и к себе; учит сохранять и преобразовывать мир и себя.

В этом процессе огромную роль играет позиция педагога, которому необходимо выбрать приоритеты воспитания, те вехи, на которые он ориентируется сам и ориентирует своих воспитанников.

В век глобализации таким приоритетом должна, на наш взгляд, обладать собственная национальная культура, постижение которой не даст нашим детям стать «Иванами, не помнящими родства» и благодаря которой, будет заложен фундамент для формирования эстетических и нравственных идеалов. А своеобразным ориентиром в деятельности современных педагогов может и должна стать народная педагогика, понимаемая «не только как традиционная для народа практика воспитания, сложившиеся в ней знания, принципы, идеалы, но и их закрепление в народных заповедях, образах фольклора, прикладного искусства и других формах отражения и преображения действительности» [1] .

Одним из наиболее перспективных направлений национального воспитания мы считаем творческую деятельность современных школьников по изучению, возрождению и развитию народной празднично-игровой культуры. Эта важнейшая сфера жизни этносов и традиционная основа воспитания личности, обращенная к глубинным пластам отечественного духовного наследия, наиболее доступна и привлекательна для детей, в ней им легче всего проявить собственное творчество.

«Оживление, возрождение, развитие прогрессивных народных традиций положительно сказывается на улучшении воспитательной работы в школе. Школьные традиции, обогащенные прогрессивными народными традициями, оказываются в воспитательном отношении весьма эффективными» [2] . Эта мысль, высказанная академиком РАО Г.Н. Волковым, находит подтверждение в практике работы Сергиево-Посадской гимназии.

Уже пять лет как в гимназии одной из форм проявления исследовательской деятельности учащихся является так называемые самостоятельные творческие работы (СТР), тему и руководителей которых ребята выбирают сами. СТР создаются в четырех формах: реферат, эссе, исследование и проект. Формой подведения итогов, выявления наиболее интересных работ, является гимназическая конференция, проходящая в феврале-марте каждого года. В 2002/2003 учебном году был объявлен конкурс имени П.А. Флоренского на самую интересную СТР по этим четырём номинациям.

Наиболее сложной и многообразной по форме СТР является проект, где теоретические изыскания имеют продолжение в практическом воплощении идеи. Выходом может быть создание сценариев проведения уроков по той или иной тематике, театральных постановок или фольклорных праздников.

 

В 1999-2000 учебном году был разработан проект фольклорного праздника «Русская свадьба», включивший в себя исследования о значении дома для человека, о быте русских крестьян, о воспитании на основе религиозных традиций и народной педагогики игры. Своеобразной игрой явился и реконструированный обряд сватовства, для которого ребята выучили хороводы, сшили или подобрали в костюмерных городских Домов культуры себе наряды. Ими был написан сценарий, зафиксировавший скорее ход событий, чем канонический текст, что дало возможность творчески одарённым ребятам импровизировать, вносить собственные слова и более глубоко вжиться в роль. Этому способствовали подлинные народные произведения, привезённые сотрудниками Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника из экспедиций и предоставленные ими для праздника, рассказы о мастерах, их изготовивших, о бывших владельцах этих предметов, научные публикации музея.

Образ русского человека, сумевшего окружить себя «красотой», создавали и постоянная музейная экспозиция «Народное художественное творчество», и выставки, проведённые в музее по результатам экспедиционных привозов, в том числе – «Русская свадьба» с театрализованной экскурсией. Все они неоднократно посещались участниками данного гимназического проекта.

Задуманный первоначально как секция в рамках конференции, проект вырос в подлинный фольклорный праздник. В нем нашлось место и сказке о Марье-искуснице, которую Кощей превратил в жар-птицу, и которая, умирая, сбрасывала с себя перья, ставшие очагами народного искусства. Ребят увлекли демонстрация народных игрушек, сделанных из дерева и глины, а также собственных творческих работ по мотивам абашевской игрушки, и угощение присутствующих разгонным пряником, и игра «до упаду» в народные подвижные игры.

Таким образом, в гимназии создана атмосфера, стимулирующая учащихся к проведению исследований в области освоения русской культуры, истории, краеведения, позволяющая проявить собственное творчество в любом из этих направлений.

Сергиев Посад имеет древние и богатые традиции, связанные с производством игрушки. Поэтому многие ребята предпочитают разрабатывать темы, посвященные игрушкам или рассматривать вопросы традиционных русских праздников через народные игрушки.

Так, проект по теме «Рождество» включал в себя создание кукол-столбиков для вертепного представления и разыгрывание кукольного спектакля «Царь Ирод». При этом важно подчеркнуть, что в эту работу включились многие девочки, у которых собственные СТР были посвящены совершенно другим проблемам, связанным с биологией, географией или историей. А создание кукол больше походило на девичьи посиделки, где рукоделие соседствовало с песнями, шутками и даже хороводами. Именно эти «активистки» были главными участниками и организаторами празднования Масленицы в гимназии.

По убеждению П.Д. Бартрама, кукольный театр ценен не только сам по себе, а, прежде всего, как возможность пробуждения в ребёнке его творческого начала. В своей творческой работе «Театр Петрушки» семиклассница написала: «Мне было интересно: будет ли нашим современникам нравиться театр Петрушки? Я попыталась создать главного героя этого театра и теперь собираюсь покачать представление с ним. Сама я считаю, что делать Петрушку, играть с ним маленькие пьески очень здорово и увлекательно»

Самостоятельно-творческие работы гимназистов стали особой формой педагогической организации поисково-творческой деятельности учащихся по изучению и возрождению ими народной празднично-игровой культуры.



[1] Григорьев В.М. Народная педагогика игры: Вопросы методологии и теории. – Ч.1.М., 1996. – С. 3.

[2] Волков Г.Н. Народная педагогика и современное воспитание. // Мир детства и традиционная культура: Материалы III чтений памяти Г.С. Виноградова. / Сост. В.М. Григорьев, М.А. Мухлынин. – М., 1990. – С. 78.

Используются технологии uCoz