содержание книги
обложка книги
 

ВОЗРОЖДЕНИЕ НАРОДНЫХ ИГР
В ИГРОВЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

А.В. Княгинин,

методист отдела игры МГДД(Ю)Т

“Народные игры веками живут.

В них мудрость и сила,

Их любят и ждут…

Теперь их не видно.

Какая беда!

Неужто исчезнут они навсегда? ”

 (Из стихотворения В.Д.Берестова и сотрудников отдела игры)

Народные игры являются нашим национальным богатством. Мы обладаем сокровищами празднично-игровой культуры, которых не имеют многие страны. К сожалению, педагоги и родители недостаточно используют их для воспитания и развития детей.

Именно народные игры являются сердцевиной празднично-игровой культуры. Опираясь на лучшие и проверенные игры, педагоги и родители, могут противостоять безнравственному разлагающему влиянию многих современных средств воздействия на людей и современным условиям жизни, когда очень трудно перебороть отрицательное влияние попкультуры на подростков и молодежь.

Народным играм обучать детей нужно специально, так как естественная передача от поколения поколению народной празднично-игровой культуры в настоящее время во многом прервана. Сохранение национальной самобытности, воспитание чувства уважения и дружбы к другим народам обеспечиваются в значительной мере через освоение игр разных народов на основе своих исконных игр, забав и обрядов. Разучивание игр разных народов особенно важно в наше время раздора. Дети с удовольствием играют в украинские, белорусские, эстонские и венгерские игры, игры народов Кавказа и других народов, и, конечно, в русские народные игры – «От Пушкина до наших дней».

Для широкого изучения лучших образцов празднично-игровой культуры целесообразно начинать с начальной школы, что соответствует и возрастным особенностям. Педагогам помогут любимые игры своего детства. Это доступно практически каждому учителю. Важно привлечь и родителей, бабушек, дедушек, а также учащихся старших классов. Одним из главных результатов будет дружба и взаимопонимание родителей и детей, разумный досуг и
веселый отдых.

 

Проведение занятий по игре – дело не такое легкое, как может показаться. В.Н.Терский, соратник А.С.Макаренко, писал: «Мы хорошо поняли, что халтура в игре опаснее и недопустимее, чем халтура учителя на уроке, потому что она может оставить более глубокий и нехороший след в чувствах детей. В игре дети бывают увлечены до глубины души, на полном напряжении участвуют все человеческие силы» [1] .

Для ведения занятий по народным играм, необходима подготовка специалистов на курсах и практикумах по празднично-игровой культуре. Возможна разработка спецкурса для учебных заведений в сфере образования и культуры. Но главное – это совместная практика. Например, некоторые учителя нашей школы сами проводят на переменах разученные игры или руководят деятельностью детского игрового актива в своем классе, участвуют в подготовке игровых программ на общешкольных праздниках. Одной из форм подготовки специалистов является участие старшеклассников и студентов в качестве вожатых в летней смене лагеря игрового актива, который проводится в отделе игры МГДД(Ю)Т в течение ряда лет.

В моей 20-летней педагогической деятельности, связанной с начальной школой, основой явились игры Клуба друзей игры, в котором я начал заниматься в 1975 году, с 8 класса. Наш КДИ-КИД Лесногородской средней школы Одинцовского района Московской области основан 28 ноября 1968 года учителями В.М. и Л.И. Григорьевыми, действует по настоящее время, является родоначальником движения объединений друзей игры. Игры КДИ стали «волшебной палочкой», приносящей радость и дружбу детям и взрослым.

Семилетний опыт работы педагогом дополнительного образования учебных групп «Народные игры» в первом, втором и третьем классах начальной школы позволяет мне сделать вывод о необходимости и возможности разработки материалов по этой практического использования педагогами.

Как вариант возможно включение экспериментально опробованных народных игр в программы по физкультуре (подвижные игры), музыке (хороводные игры и игры с пением), трудовому обучению (изготовление игр, игрушек, игрового инвентаря).

Предложения: подробно изучить и собрать имеющийся опыт проведения народных игр и праздников в начальной школе, в разновозрастных коллективах друзей игры и других игровых объединениях на базе учреждений дополнительного образования, культуры, а также в школах, среди этнографических, фольклорных, спортивных и других коллективов.

 

Темы для сбора материалов предлагаю следующие:

-игры на перемене,

-игры на праздниках (массово-музыкальные, подвижные и другие),

-подвижные игры для класса (без предметов и с игровым инвентарем),

-игры с музыкой и пением, хороводные,

-игры с изготовлением игр, игрушек, игрового снаряжения (трудовое обучение),

-физкультминутки и игры на внимание,

-народные игры для других школьных предметов (чтение. русский язык, математика, изобразительное искусство),

-игровые формы («Конкурс смекалки», «Игровые посиделки», «Игротека» и другие),

-игровые праздники и календарные обряды,

-другие интересные темы, уже разрабатываемые специалистами, например, «Игры Пушкинского детства» (В.М. Григорьев, доктор пед.наук).

В перспективе – разработка спецкурса по народным играм для педколледжей и пединститутов, включая практикум в группе и практические занятия с детьми.

Предлагаю подготовить:

-видеофильмы, фотоиллюстрации к описаниям игр,

-запись аудиокассеты с музыкальным сопровождением игр и книжечку с текстами и нотами.

Таким образом, собранные материалы могут помочь проведению занятий и на уроках, и на занятиях факультатива, в учебной группе, кружке игрового актива и в системе общешкольных массовых праздников.

Практика показывает высокую эффективность применения опыта Клубов друзей игры для данного возраста и возможность объединения сил учреждений дополнительного образования, культуры и школ для создания и успешной работы различных объединений на основе народных игр и праздников.


[1] Терский В.Н. Всепобеждающая сила. // Макаренко А.С. Марш тридцатого года. – М.: Просвещение, 1998. – С.213.

Используются технологии uCoz