содержание книги
обложка книги
 

КРУГЛЫЙ СТОЛ ПО ПРОБЛЕМЕ
ПРАЗДНИЧНО-ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ

 

О.И. Грекова,

кандидат педагогических наук,

директор Дворца творчества в 1968-1982 гг.,

гл. редактор газеты «Пионерская правда»

Дорогие друзья, сегодня на конференции поднимается важная проблема воспитания детей, организации празднично-игровой культуры. Наш круглый стол призван расширить круг участников диалога по данной теме. Здесь собрались ученые и практики педагогической работы с детьми. Многие годы я сама руководила большим педагогическим коллективом городского Дворца пионеров и школьников. Уже тогда в нашей работе было немало интересных праздников для детей, подростков. У нас был интересный опыт работы уникальной игротеки Дворца.

Я горда работой во Дворце рядом с основателем Московской игротеки Минскиным Е.М., который многие десятилетия был наиболее широко известным и признанным специалистом по игротекам детских учреждений в России. Самым интересным для ребят было проведение в осенние каникулы праздника «Неделя игры и игрушки». Во Дворце была создана выездная «Игротека» (массовик, баянист, организатор игр и т.д.), что до сих пор считается наиболее удачным сочетанием игровых программ для проведения детских праздников в школе, лагере и т.д. В наших залах Дворца проводится немало больших и красивых детских праздников, с использованием большого количества игр, приносящих ребенку игры радость и пользу. Сочетание игры и праздника – это важный и могучий фактор воспитания подрастающего поколения.

 Сейчас на мне лежит ответственность за выпуск детской газеты «Пионерская правда», которую знают многие поколения в нашей стране. Каждый номер газеты выходит с игрой (кроссворды, загадки, ребусы, головоломки и т.д.), а если нет игры, то дети возмущаются и пишут нам письма с просьбой включать в газету больше разнообразных игр. Мне даже удалось придумать игру «Лесная сказка». А в лагере, где проходила эта игра, был настоящий праздник, потому что детям она понравилась.

Праздник – это радость детей вместе со взрослыми.

Праздник и игра очень нужны детям. Сегодня перед нами стоят важные педагогические проблемы, в проведении не только праздников, игр, но и в целом по организации детского досуга. Дети ощущают свою гражданскую позицию, когда участвуют в серьезных играх и праздниках там, где соединяются воспитание и самовоспитание. Каждый день нам дает примеры участия детей в различных массовых мероприятиях, недавно прошла очень серьезная акция «Мы – миротворцы», – сжигание военных чучел и игрушек. Это была игра, но серьезная, которая требовала от детей совершить свой гражданский поступок.

Из опыта работы в газете хотелось бы привести еще несколько примеров на данную тему.

Однажды в редакции газеты «Пионерская правда» была встреча с Джанни Родари, и после небольшого вступления он предложил поиграть с детьми, и сразу же образовался тесный контакт писателя и детей, именно игра послужила мостиком к взаимопониманию.

Вспоминается и опыт работы с детьми известного писателя Кира Булычева, который также отмечал пользу игр и праздников, о чем не раз говорил и писал в своих замечательных книгах.

Предлагаю участникам нашего круглого стола поделиться своими мнениями, размышлениями и рассуждениями на заданную научно-практической конференцией тему развития празднично-игровой культуры, ведь в диалоге мы сможем лучше понять ту педагогическую задачу, которую призваны решать праздник и игра в воспитании  детей нового, третьего тысячелетия.

 

М.С. Алешина,

зав. отделом художественного

творчества МГДД(Ю)Т

В Москве много лет проходит фестиваль детского творчества «Юные таланты Московии». В нем широко представлено декоративно-прикладное творчество.

У нас дети много делают руками. Мы всегда в детстве наряжали игрушками елку, причем эти игрушки готовили сами дети.

Надо возвращаться к этому, ведь отсюда и возникает любовь к семье, к игрушкам, к праздникам.

Нас этому учили бабушки, мамы….

А сейчас эта традиция прервана. 

Возможно в рамках программы «Праздники Детства» будут проведены праздники с участием детей-прикладников.

Наши дети готовы участвовать в конкурсах, выставках, больших праздничных программах. Особенно сейчас, когда появились очень интересные творческие работы, как наших воспитанников, так и детей Москвы.

В нашем отделе художественного творчества работают студия литературного творчества, театр юных москвичей, студия изобразительного творчества, фотостудия, студия декоративно-прикладного творчества и другие. Так, в студии декоративно-прикладного творчества представлен кружком вышивки, кружевоплетения, вязания, изготовления мягкой игрушки, моделирования одежды, кулинарии и культуры быта, декоративной композиции. На занятиях дети знакомятся с традициями русского декоративно-прикладного и народного искусства, а так же с современными промыслами.

 

 

О.А. Каширская,

режиссер ГДД(Ю)Т,

г. Улан-Удэ

Проблема праздников очень нам важна. Этому сегодня мало уделяется внимания на местах. Одной из проблем является то, что современные дети очень зажаты и боятся вступать в игру. Приходится искать новые игры и праздники.

Еще одна проблема – это использование сказочных персонажей. Старые герои: Чебурашка, Буратино и др. – устаревают. Нам нужен новый современный герой, что бы дети могли на него равняться.

Хочется встречаться и обмениваться мнениями и опытом с коллегами по России. Спасибо за встречу, за возможность посмотреть интересный детский праздник «Неделя игры и игрушки» в Московском городском Дворце детского (юношеского) творчества. Обсуждение проблем праздника и игры для детей для нас специалистов на местах сегодня очень важно.

Хотелось бы увести с собой больше практического материала, новых сценариев, новых игровых программ.

Все эти дни мы активно работали, так что постараемся использовать у себя все, что удалось увидеть и получить.

Спасибо за возможность высказать волнующие нас проблемы.

 

 

Ю.В. Кузнецова,

педагог-организатор ДЮЦ,

г. Северо-Двинск

У нас в Северо-Двинске очень любят зрелища. В нашем Дворце для детей проводится много конкурсов и фестивалей. Зрители ходят на них с большим удовольствием. Но у нас есть проблема – поднять детские праздники на более интересный уровень. Нам нужны новые массовые игры для детей.

Нам нужен такой семинар режиссеров, который проходит сейчас в
Москве.

Спасибо Дворцу за то, что показал нам свой замечательный праздник Недели игры и игрушки. Здесь на празднике мы смогли многое увидеть, записать новые игры, познакомится со сценарием интересного праздника игры.

А сегодня мы возможность обсуждать проблемные вопросы по игре и празднику со специалистами, коллегами и учеными. Думаю, Дворцу надо продолжать такую практику, когда вместе с праздничной программой проходит обучающий семинар специалистов в области детских праздников и игр.

Давайте больше обмениваться своим интересным опытом в празднично-игровой деятельности, в работе с детьми.

 

 

Гость из г. Нижний Новгород

Мы провели социальное исследование, чтобы выявить, какие игры нужны детям. Так у нас родился праздник «Парк нового периода».

Мы хотим привлечь молодежь. Может у кого-то есть такой опыт,
поделитесь.

Мы стараемся в рамках программы «Новая цивилизация» создавать и придумывать новые праздники и игры для детей и самое главное втащить в эти игры молодежь.

 

 

Л.А.Нисловская,

зав.отделом игры МГДД(Ю)Т

У нас во Дворце проходит практика студентов на празднике «Неделя игры и игрушки», ведь нам важно учить молодых педагогов.

По поводу самого праздника во Дворце. У нас есть проблема, когда дети не умеют коллективно играть. Наш отдел игры объединился с Творческим объединением культурно-массовых программ, чтобы сделать интересным праздник игры и игрушки. Появился сюжет, ребята играют вместе с героями. Нам нравится идея объединить игру и праздник.

В последние годы мы пытались ввести командные состязания детей. Здесь есть много проблем, но нам кажется, что это новое начинание отдела игр дает интересное направление в участии детей на празднике во Дворце.

К сожалению, не все студенты одинаково готовы активно работать с нами. Но мы учим их на подготовительных семинарах, где рассказываем о нашем празднике. С ними работают опытные специалисты отдела игр, а также очень полезны для них встречи с режиссерами Творческого объединения.

В конце праздника «Неделя игры и игрушки» мы подводим итоги, с тем, чтобы сделать игры для детей ещё лучше и интереснее.

 

 

С.Л.Сидоров,

педагог ДООЦ «Лесная Сказка»,

г. Череповец

Спасибо за приглашение на ваш интересный праздник в Московском Дворце, посвященный игре, где я увидел для себя много нового.

Мы будем рады работать с Творческой группой Дворца по разработке наших детских праздников на базе ДООЦ «Лесная Сказка» в Вологодской области.

Тот опыт работы со специалистами Дворца дал нам много нового. После конкурса «Берегиня», который очень прижился в нашем детском центре, мы предлагаем идти дальше. Сегодня мы уже работаем над конкурсом «Добрынюшка», который направлен на участие уже мальчиков.

Я, как педагог детского центра, активно включился в создание образа Берендея. Эта идея пришлась мне по душе. Мне очень приятно, что и участники конференции увидели этого героя, с благодарностью его приняли.

Народный костюм Берендея соответствует тому, как он был представлен в ДООЦ «Лесная сказка».

Мне очень помогают в работе мои коллеги, а самое главное Берендея приняли и полюбили дети.

 

П.А.Сорокин

РГДНТ, г.Москва

В праздниках и играх очень часто используют народный фольклор. Сегодня нам очень важен фольклор. Многие ремесла исчезают, а нам надо передавать их детям.

Так в Чернобыльской зоне исчезают целые селения, деревни, а с ними умирают и традиции.

Возникает проблема записи и сохранения народных игр и праздников. Очень важно и нужно сохранить детский фольклор, игровые и музыкальные материалы, а для этого нам нужно создавать творческие коллективы, проводить народные праздники, учить детей народным играм, обрядам.

Так вот сейчас нам удалось сохранить игру, связанную с музыкальным материалом праздника «Масленица». Нужна запись музыкального, танцевального материала наших народных праздников и обрядов многих регионов России.

В музыкальном материале народных песен, напевов, колядок и т.д. хранится уникальная культура.

В вашем Празднике игры и игрушки, который много лет проводит Московский городской Дворец, используются материалы народных игр, забав, конкурсов и т.д. Это нужно сохранять и передавать современным детям.

 

Российский Дом народного творчества много лет тесно сотрудничает с Московским городским Дворцом при проведении ряда очень важных проектов, как, например, Всероссийский фестиваль «Рукотворная игрушка», фестиваль Российская семья, в котором приняли участие самобытные семейные коллективы многих регионов Российской Федерации.

Буквально сейчас проходит семинар режиссеров детских праздников России, проводимый Министерством культуры РФ, который ведут специалисты РДНТ и Дворца, удачно дополняя друг друга.

У режиссеров России есть уникальная возможность побывать во Дворце и увидеть по-настоящему интересный детский праздник Игры, который в своей истории насчитывает уже десятки лет.

Российский дом давно тесно сотрудничает с кандидатом психол. наук Григорьевым С.В., кандидатом пед. наук Фроловым А.С. и рядом других специалистов Дворца. Эти контакты идут по различным направлениям, но особенно они успешны в области проведения народных фестивалей, конкурсных программ и семейных праздников.

Сегодня проблемы игры и праздника, горячо обсуждаемые на вашей научно-практической конференции, говорят о том, что эта проблема очень важна не только в Москве, но и во многих регионах России.

Хотелось бы, что бы Дворец взял на себя эту большую работу по организации не только праздника игры и игрушки, но и проведение в рамках Недели игры и игрушки научно-практической конференции для специалистов, работающих с детьми, молодежью, семьями, особенно в области народного,
художественного творчества.

 

 

В.А. Стоянова,

педагог-организатор МГДД(Ю)Т

У нас в Московском городском Дворце есть Творческое объединение культурно-массовых программ, который ведет программу «Праздники Детства», с тем, чтобы объединить наши усилия в проведении праздников для детей. Большую работу в этом направлении проводит главный режиссер А.С. Фролов, с тем, чтобы программа «Праздники Детства» объединяла множество специалистов.

Праздник всегда приходит с включением в него игры.

Так в отделе экологии есть свои экологические праздники, в отделе техники свои технические праздники, и в любом отделе Дворца есть свои игры и праздники.

Вношу предложение: описать наиболее интересные игры и праздники Московского Дворца и создать своеобразный каталог….

У нас в МГДД(Ю)Т есть большой опыт проведения детских праздников. Давайте будем издавать наш опыт для города и страны.

 

 

 

В.Н. Узелкова,

г. Череповец

Спасибо, что пригласили нас к участию в празднике «Неделя игры и игрушки» и к участию в научно-практической конференции.

У нас на местах есть много сложностей при проведении обрядовых праздников. Так, когда мы начали готовить праздник «Берендеево царство», посвященный юбилею ДООЦ «Лесная Сказка», мне пришлось обращаться за советом и консультацией к различным людям, кто сохранил народный ремесла и народную культуру, в том числе, и к церковному батюшке. Я узнала новые народные и обрядовые традиции и смогла многое перенести в праздники и игры.

А самое главное, вместе с режиссерской группой Дворца мы начали разрабатывать новый праздник для детей с участием новых героев: Добродей, Репейник, Лесовичок и другие.

Наш детский центр «Лесная сказка» расположен в живописном уголке Вологодской области, в сосновом бору на берегу Рыбинского водохранилища. Наш центр работает круглогодично, поэтому нам очень нужны интересные игры и праздничные программы с тем, чтобы в них приняло участие как можно большее количество детей и педагогов.

К сожалению, пока у нас слабое методическое обеспечение при проведении детских праздников, мало сценариев, хороших текстов, нет описания новых игр и др.

Большое спасибо МГДД(Ю)Т за помощь, которую оказывают его специалисты у нас на местах, так как нам очень нужна эта помощь.

Особенно хочется отметить тот факт, что большую творческую и методическую поддержку нам оказали круглые столы и семинары, которые проводят с педагогами нашего центра научные консультанты Дворца С.В. Григорьев и А.С. Фролов.

Мы будем думать о дальнейшем сотрудничестве с Московским Дворцом и продолжим разработку по проведению праздника «Берендеево царство».

Хотелось, чтобы научно-практические конференции в Московском Дворце проходили ежегодно, с тем, чтобы мы могли обмениваться опытом.

 

 

А.Б.Фомина,

зам.директора МГДД(Ю)Т

В сентябре в Анапе прошла российская конференция по дополнительному образованию.

Тема созвучна с нашей конференцией. Нам нужно объединить свои усилия в педагогической работе с детьми.

Надо использовать девиз: «Научился сам – научи другого!» Это хорошо реализовать и в миру, и в празднике, и в большой культурно-досуговой работе учреждений дополнительного образования.

Нужно обучать кадры, растить специалистов в этой работе. Начало этому положено. Хорошо работают курсы повышения квалификации во Дворце, Московская школа Деда Мороза…

Сейчас коллектив Московского Дворца формирует в Интернете портал по деятельности Дворца, куда вошла и комплексная программа «Праздники Детства», а так же программа «Кадры». В своем докладе на нашей конференции я постараюсь более подробно раскрыть эти вопросы.

 

 

М.В. Щигарева,

режиссер МГДД(Ю)Т

Когда мы приступили к подготовке конкурса «Берегиня», было решено сделать акцент на творческий характер конкурса и приглашение к участию в нем девочек всех отрядов ДООЦ «Лесная сказка».

Подобный конкурс в течение рада лет проводился мною на Всероссийском фестивале «Казачок» в городе Анапа и получил там большое признание, тогда были использованы элементы казачьей культуры. В сценарий праздничной программы «Берегиня» в г. Череповец были внесены характерные особенности народной культуры Вологодской области (песни, частушки, колыбельные и др.).

В этой важной работе режиссерской группе Дворца неоценимую помощь оказали педагоги ДООЦ «Лесная Сказка». С большим энтузиазмом отряды включились в подготовку этого конкурса, они подбирали народные колыбельные, шили костюмы, репетировали тексты приветствия и т.д.

Конкурс получил название «Берегиня Лесной Сказки», и прошел при участии всего детского центра. А для основных девочек-участниц это стало большим событием, для формирования их личности, ведь они представляли не только свои творческие способности, но и свои лучшие личные качества.

Хочется надеяться, что проведение детского конкурса станет доброй традицией в Детском центре, во время проведения летних смен отдыха детей и подростков.

Разработанный сценарный план проведения конкурсной программы для девочек «Берегиня Лесной Сказки» представлена в нашем сборнике «Лесная Сказка в Берендеевом Царстве» (2003 г.)

Высокую оценку данному мероприятию дали не только дети и педагоги лагеря, но и присутствующие на празднике гости специалисты Дворца, ученые из Москвы и Вологды.

Доктор педагогических наук Б.З. Вульфов неоднократно отмечал важную педагогическую составляющую этого конкурса в воспитательном процессе формирования  нравственных и эстетических качеств юных граждан нашей страны.

Предлагаем проводить подобные конкурсы в различных детских центрах, с учетом народных традиций и особенностей своих регионов, так как идея творческого конкурса «Берегиня» очень интересна и привлекательна. Со своей стороны мы будем продолжать работать над этим проектом в рамках программы «Праздники Детства».

 

 

Т.Д.Эгнаташвили,

зав. отделом экологического образования МГДД(Ю)Т

Я много лет возглавляю отдел экологии МГДД(Ю)Т. Я комсомольский работник, с Кавказа. У нас в Грузии есть игра, когда две команды мальчишек играют, сражаются, а затем мирятся. Без игры не может вырасти настоящий человек.

У нас во Дворце не только играют на праздниках игры, у нас во Дворце проходит много интересных праздников. Так в начале года День Города и т.д. и всегда в эти праздники мы выставляем экологические игры о природе, травах и животных.

Наши дети приносят эти игры с праздников домой, в семью, в школу, в учебные классы…

Сам Дворец – это магический уголок игры и праздников. В нашем музее собрано более 4 тыс. экспонатов, где есть и герои детских сказок. Дети рассказывают об этом в школах, а затем нам звонят учителя и просят их принять в отделе.

Вот эта связь передается через игры и праздники.

Используются технологии uCoz