содержание книги
обложка книги
 

ПРАВО РЕБЕНКА НА ИГРУ И ПРАЗДНИК:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Л.В. Кузнецова,

кандидат педагогических наук

зав. отделом развития кадрового потенциала МГДД(Ю)Т,

член-корреспондент Международной Академии информатизации

Неисчерпаема кладезь мудрости педагогического наследия прошлого. Даже беглый осмотр дает достаточно объемное представление о прогрессивных идеях и взглядах наших выдающихся мыслителей и практиков воспитания в области новой этики в отношении ребенка, в области его прав на игру и праздник.

Веками традиционно дети считались низшими существами, безраздельно, как другие виды собственности, принадлежали взрослым. За детьми не признавалось право на автономное существование, им отводилось сугубо зависимое, подчиненное положение. Инфантицид (детоубийство), телесные наказания, жестокое обращение, насилие по отношению к детям характеризуют многие времена и народы вплоть до настоящего времени.

Перелом в отношении к детям произошел всего два века назад, в эпоху Великой Французской революции, провозгласившей идеи свободы, равенства, братства всех людей, независимо от их происхождения, пола и возраста. Именно во Франции впервые государством были признаны за ребенком все права человека, включая свободы и равноправие, а в 1792 году был подготовлен документ «Провозглашение прав ребенка».

Постепенно, на протяжении двух последующих веков лучшие умы человечества исследовали и разрабатывали новую этику в отношении ребенка, признавая его особый социальный статус, рассматривая его как личность со своими интересами и правами.

Большое значение имели и имеют труды российских психологов и педагогов двадцатого века, уделявших специальное внимание миру детства и проблемам игры. Назовем среди них несколько имен.

Начало XX века осенялось именем и идеями великого русского писателя, философа и педагога Л. Н. Толстого, который вслед за Руссо высказывал убеждение в совершенстве детской природы, в том, что ребенку надо предоставить максимальную свободу, покончив с традиционным стилем принуждения и наказания, уважать его игры и забавы. «В детях все величайшие возможности», – писал Л.Н.Толстой.

Еще на рубеже XIX-XX веков разносторонний ученый, известный анатом и врач, крупнейший российский педагог П.Ф.Лесгафт в своей статье "Антропология и педагогика" (1889 г.) отмечал, что главными признаками, определяющими степень развития и нравственные качества общества, могут служить степень произвола, проявляемого при воспитании, степень распространения в данной среде понятия о личности, а также степень признания этой личности. В своем капитальном исследовании «Семейное воспитание ребенка и его значение» он определил в качестве одного из существенных условий воспитания ребенка признание его личности: «Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, – чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности» [1] .

В 1906 году с докладом «Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей» в Родительском кружке выступил выдающийся русский педагог П.Ф.Каптерев. Он, в частности, образно отмечал: «Дети не ослы, навьюченные грузом обязанностей, но личности, у которых, как и у взрослых личностей, обязанности идут наравне с правами. Поэтому к детям, даже самым маленьким, следует относиться с осмотрительностью, бережно, уважать в них человеческую личность и не нарушать права их. Родители должны отчетливо осознать свое отношение к детям и выполнять свои обязанности к ним без криков, без угроз, без раздражения и гнева, с каковым спокойствием должны требовать и от детей исполнения их обязанностей по отношению к себе. Семья, построенная на таких принципах, будет представлять благоприятную почву для гражданского развития дитяти, для развития в будущем энергичного борца за неприкосновенность своих личных и гражданских прав, врага от всего сердца всяких насильников» [2] .

К числу интересных и ценных документов начала XX века в России можно отнести «Декларацию прав ребенка», составленную в период Февральской революции  1917 года К.Н.Вентцелем, оригинальным мыслителем и педагогом, лидером отечественного течения «свободное воспитание», активно боровшимся против насилия над личностью ребенка в условиях царской России.

Автор Декларации констатировал, что до сих пор во всех цивилизованных странах всего земного шара ребенок (от первоначального детства до юности) является угнетенным существом. Этому должен быть положен конец. Необходимо добиваться провозглашения Декларации прав ребенка.

В разработанном им документе были сформулированы 18 параграфов, в которых были определены основные права ребенка. Вот некоторые из них:

- каждый ребенок имеет право на свободное развитие всех заложенных в нем сил, способностей и дарований; осуществление этого права должно быть гарантировано бесплатным предоставлением ему во всех возрастах его жизни соответствующих воспитательных и образовательных учреждений;

- каждый ребенок есть определенная личность и ни в каком случае не может быть считаем ни собственностью своих родителей, ни собственностью общества, ни собственностью государства;

- всем детям должно быть предоставлено право участвовать в составлении тех правил, которыми регулируются их жизнь и деятельность;

- ни один ребенок не может быть насильственно принуждаем к посещению того или другого воспитательного и образовательного учреждения;

- ни один ребенок не должен терпеть стеснения из-за своих убеждений, лишь бы их проявления не нарушали равные права других членов общества;

- каждый ребенок может свободно выражать в письменной или устной форме свои мнения и мысли в той же степени, в какой этим правом пользуются и взрослые люди;

- каждый ребенок пользуется правом образовывать с другими детьми или взрослыми те или другие союзы, кружки и тому подобные общественные соединения в той же мере, в какой это право принадлежит и взрослым людям…

Интересна точка зрения К.Н.Вентцеля на роль игры в развитии ребенка. Он считал, что игра должна развивать его творческие способности, и отмечал, что воспитатели в большинстве случаев сами предлагают ребенку ту или иную игру, а не стараются делать так, чтобы ребенок самостоятельно изобретал ее (выделено нами – Л.К.). Воспитатели «…стараются как можно больше направлять игры детей и руководить ими и очень мало дают им самим свободно играть, очень мало побуждают в детях собственную инициативу и собственное самостоятельное творчество», – писал он.

Свои взгляды на задачи и методы новой народной школы высказал известный психолог и педагог П.П.Блонский в одноименной статье, изданной сначала в 1916 году, а затем вторым изданием – в 1918 году. В ней он утверждал необходимость строить обучение и воспитание на основе знания закономерностей развития ребенка, уважения его личности, его потребностей и интересов, давать учащимся полноценное умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

«Творчество русского ребенка, развитие в нем инициативы и самодеятельности есть страхование будущих русских поколений от упреков в подражательности, пассивности и инертности (выделено нами – Л.К.). Мы не должны желать заранее определить грядущую жизнь ребенка: это и незаконное желание по отношению к чужой жизни, это и неосуществимо, ибо всякое живое существо развивается по своим внутренним законам из своих зачатков, да, наконец, кто мы сами с нашей уродливой, изломанной жизнью! Мы должны, вместо этого, воспитывать человека, способного создавать свою собственную жизнь, способного к самоопределению. Воспитываться – значит самоопределяться, и воспитание будущего творца новой человеческой жизни есть лишь рациональная организация самовоспитания его» [3] .

Он придавал большое значение формированию гуманных отношений в школе: «Человек должен быть чутким к человеку, и именно на человеческую жизнь должен быть преимущественно обращен взгляд ребенка... Действительный интерес к ней и зоркое внимание пробудятся у ребенка лишь тогда, когда он втянется в активное участие в окружающей его человеческой жизни» [4] .

И далее он пишет, что обучать ребенка – это значит не давать ему взрослой истины, а развивать его собственную истину, не навязывать ему нашего мира, созданного нашей мыслью, но «…помогать ему перерабатывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир».

Нам кажется чрезвычайно актуальной точка зрения П.П.Блонского о подготовке ребенка к социальному труду, к созидательной общественной деятельности: «Уже достаточно общей стала фраза, что мы прекрасно умеем умирать за Россию, но умеем ли мы жить за нее? Мы, может быть, необычайно способны к любви и любим мы сильно и глубоко, но умеем ли мы любить, умеем ли мы воплощать порывы нашего сердца и проявлять активно нашу любовь так, чтобы она согревала и оживляла тех, кого мы любим? В этом быть может, главное препятствие для прогресса в России и об этом современная школа слишком мало думает: в том, что она не думает о создании умелого общественного работника... Как же создать умелого общественного работника? Конечно, путь единственный: упражняя ребенка в общественной работе» [5] .

Активно упражнял детей в общественной работе выдающийся советский педагог А.С.Макаренко, исповедуя идею воспитания самостоятельного и деятельного члена общества, умеющего жить и действовать сообща, в коллективе. Ему принадлежат слова: «... дети – это живые жизни, и жизни прекрасные, и поэтому нужно относиться к ним, как к товарищам и гражданам, нужно видеть и уважать их права и обязанности, право на радость и обязанность ответственности...» [6] .

Широко известен опыт организации игровой деятельности в детских коллективах А.С.Макаренко, использования игровых элементов в его педагогике, активное включение воспитанников в разработку и проведение различных долговременных игр и праздников под руководством его коллеги В.Н.Терского.

Другой выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский, основывавший свою работу на воспитании в детях духовности, нравственности и гражданственности, обращал особое внимание своих воспитанников на то, что каждый их поступок, каждое желание отражаются на других людях и надо уметь соотносить свои права и желания с правами и желаниями других: «Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо... Вам щедро дают, но от вас и ждут. У вас уже достаточно сил, чтобы делать добро людям» [7] .

Образно высказался наш современник – психолог А.Б.Орлов: «Мир детства – разомкнутый в человечество и вечно обновляющийся мир природы. Дети – подлинные миротворцы и терапевты для современного больного мира взрослых. Детство – спасательный круг мира взрослых. За ним – будущее?» [8] .

Рассматривая вопрос о развитии новой этики в отношении ребенка, необходимо отметить, что в XX веке цивилизованное человечество, аккумулировав все лучшее и передовое наследие в отношении детей, испытав ужасы двух мировых войн, многих революций и различных межнациональных конфликтов, в которых страдали и страдают безвинные дети, разработало и приняло на международном уровне довольно большое число основополагающих документов по правам человека и правам ребенка.

Эти документы официально определили и зафиксировали новую этику взрослых в отношении ребенка, на каждом временном этапе внося существенные дополнения.

Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) выразила международное признание того, что дети нуждаются в особой заботе и социальной защите.

В 1959 году на своей Генеральной Ассамблее ООН распространила текст Декларации прав ребенка, состоящей из 10 положений.

В ней, в частности, впервые на международном уровне отмечается: «Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием…» (Принцип 7).

Особо значим и уникален международный документ – Конвенция о правах ребенка (1989 год) – универсальный стандарт основных прав детей в мире.

С принятием Конвенции о правах ребенка произошло еще не до конца осознанное многими людьми, прежде всего, взрослыми, важное историческое событие: цивилизованное человечество не только заявило, но и юридически оформило свою убежденность в том, что у детей есть те же права, что и у взрослых – гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. Дети как граждане государства должны пользоваться всеми правами и свободами человека и иметь соответствующие гарантии их осуществления. При этом они нуждаются в особой охране и защите.

Новая этика в отношении детей, провозглашенная этим важнейшим документом, определяет принципиально новый подход мира взрослых к миру детства, основанный на признании приоритета запросов, интересов, потребностей детей, самоценности и суверенитета детской субкультуры, прав ребенка на особую заботу и помощь, защиту от принуждений и насилий со стороны взрослых. Новая этика в отношении детей означает также, что дети должны пользоваться приоритетом при распределении ресурсов общества, как в благоприятные, так и в трудные времена; дети в первую очередь должны пользоваться результатами успехов человечества и в последнюю – страдать от его неудач.

В Преамбуле Конвенции записано, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти… в атмосфере счастья, любви и понимания» и что он «… должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности».

В статье 31 зафиксировано право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и различных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

Участники Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей, состоявшейся в ООН в 1990 году, определили время детства «временем радости и мира, игр, учебы и роста».

В Резолюции ООН «Международное десятилетие культуры ненасилия и мира в интересах детей планеты (2001-2010 годы)», принятой в 1998 году, говорится о том, что дети должны учиться жить вместе в мире и гармонии, решать проблемы с помощью диалога и переговоров, уметь сотрудничать и взаимодействовать на основе принципов свободы, справедливости и демократии, всех прав человека, терпимости и солидарности, которые отвергают насилие.

Все эти вышеобозначенные идеи, подходы и положения о новой этике в отношении к детям, признании социально-правового статуса ребенка, определение важнейших основ мира детства непосредственно связаны с темой нашей конференции.

Прежде всего, всеми нами должны быть добровольно и осознанно признаны и включены в нашу профессиональную деятельность основные идеи и положения Конвенции о правах ребенка, новая этика отношения к детям

Игра и праздник – яркие элементы детской жизни. От их разнообразия, наполненности интересным познавательным содержанием, эффективной методики, возможности активного творческого участия ребенка в их подготовке и проведении во многом зависит «качество» его социализации. Как отмечал наш соотечественник, психолог и педагог В.В.Зеньковский, «…все игры (за очень небольшими и случайными исключениями) заполнены социальным содержанием. Дети играют всегда в «человека», игры служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений, во все необозримое богатство социальной жизни» [9] .

Очень важно, чтобы дети не были только пассивными зрителями праздничных и игровых мероприятий. Они могут быть привлечены как разработчики игр и программ праздников (советы дела, сценарные группы и т.д.), а в процессе их проведения выступать в роли консультантов, ассистентов, инструкторов, помощников режиссера, костюмера и др.

На наш взгляд, у нас во Дворце еще мало разработано ролевых игр и праздников с социально-правовым содержанием (я – ребенок, я – Человек; мои права и обязанности; свобода личности; как общаться с людьми; как не допустить конфликта и т.п.). А ведь целый «пакет» подобных игр, праздников уже используется на практике в других странах (например, в Белоруссии), городах, учреждениях и детских объединениях. Необходимо с ними познакомиться (издана специальная литература) и творчески адаптировать к нашим условиям.

Постоянная забота о развитии и совершенствовании детских игр и праздников, усилении активной позиции самих детей в их подготовке и проведении, участие в определении критериев оценки победителей, правил и требований организации игровой и праздничной деятельности, уважение и внимание к мнению детей, их интересам и потребностям – одна их важнейших социально-педагогических задач взрослого сообщества.

 

 



[1] Лесгафт П.Ф. Избр. пед. соч. – М., 1988. – С. 209, 366.

[2] Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. – М., 1982. – С. 232.

[3] Блонский П.П. Избр. пед. и психол. соч. – Т.1. – М., 1979. – С.42.

[4] Там же. – С.59.

[5] Там же. – С.69-70.

[6] Макаренко А.С. Собр. соч. в семи томах. – Т.З – М., 1961. – С.445.

[7] Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч. в трех томах. – Т.1. – М., 1979 – С.414-415.

[8] См. Орлов А. Б. «Если... не будете как дети...» Гуманистическая психология детства и образовательная перспектива для третьего тысячелетия. // Мир образования. – 1996. – № 4. – С.72-76.

[9] Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Academia, 1996. – С.42.

Используются технологии uCoz